Дата создания: 1437 год.
Материал: дерево, дуб.
Габариты: 33,1*13,6 см.
Местонахождение: дрезденская галерея.
Алтарь Яна Ван Эйка
Подробная подпись на картине гласит в русском переводе: «Иоганес ван Эйк написал и окончил меня в году 1437 от рождества Христова. Настолько хорошо, как я мог». Первая часть звучит как бы произнесенная картиной, вторая же часть является гордым признанием самого художника.
Описание работы
В романской базилике (с готическими окнами) на троне восседает Мария с Младенцем, держащим в руках ленту с надписью «Dicite a me, quia mitis sum et humilis carde» (Евангелие от Матфея, 11,29). На левой створке показан коленопреклоненный донатор, представляемый архангелом Михаилом (над ним — капитель как на римском саркофаге с изображением охоты). Справа — святая Екатерина с ее атрибутами колесом, мечом и книгой. На обратной стороне створок в технике гризайль написано «Благовещение», Мария и архангел Гавриил показаны при этом как готические скульптуры.
Композиционная выразительность при очень небольшом размере, драгоценный блеск красок, тончайшее исполнение деталей и поразительные для того времени знания перспективы являются критериями выдающегося качества произведения. Изображение наполнено символическим содержанием. На капителях пилястр представлены «Грехопадение» и «Изгнание из рая», над капителями — фигуры апостолов. Тонкое пластическое украшение трона содержит слева изображение Авраама, готового пожертвовать Исааком, а справа Давида и Голиафа, на подлокотниках слева — легенда о Пеликане, вырывающем из груди сердце, чтобы накормить им своих малышей, справа — восстающего из пепла Феникса. Таким образом в произведение включены «Грехопадение», связь Христа с народом и скрытые намеки на искупление благодаря жертвенной смерти Христа.
Личность заказчика картины, изображенного на левой створке, не установлена. На раме этой створки, наверху справа, помещен герб генуэзской семьи Жюстиниани. В XVII веке этот маленький алтарь был в собрании короля Англии Карла I, на что указывает печать на нижней части рамы правой створки. В 1696 году картина появилась уже в реестре коллекции Эверарда Ябаха в Париже.