Картина «Портрет четы Арнольфини»

22.04.2016


Год создания: 1434.
Дерево, масло.
Размеры: 81.8*59.7 см.

Портрет четы Арнольфини. Ван Эйк.

Портрет четы Арнольфини

Это полотно является одним из самых интересных произведений позднего Средневековья. Ян ван Эйк (1390–1441) написал его в 1434 году, два года спустя после окончания знаменитого Гентского алтаря. Уже 1516 году портрет находился в коллекции Маргариты Австрийской(1480–1530), властительницы Нидерландов.

В старинном каталоге об изысканном живописном полотне сказано, что оно изображает Арнольфини с супругой. Поэтому с середины 14 века бытует мнение, что на этом портрете изображен Джованни Арнольфини и его жена Джованна Ченами. Оба были выходцами из богатых купеческих родов города Лукки. Супруги долгое время жили в Брюгге, где Джованни был назначен в 1461 году советником Филиппа Доброго (1396–1476), герцога Бургундии. Детей у пары не было. Джованни умер в 1472 году, а его жена — в 1480 году.

Портрет человека в красном тюрбане. Ян Ван Эйк.

Портрет человека в красном тюрбане. Ян Ван Эйк.

Портрет четы Арнольфини

Содержание картины в целом не вызывает разночтений. Муж поднимает правую руку, подтверждая святость брачного обета, этот жест распространен и по сей день. Он клянется свое жене в супружеской верности. Не случайно рядом с ним открытое окно, за которым видна живая изгородь. Мужчина традиционно олицетворял связь семьи с внешним миром. На нем великолепная шуба и изысканный головной убор, только туфли сброшены им с ног при входе в дом. Выразительный жест супруга, а так-же собачка, стоящая около новобрачных, символизирует преданность.

Портрет четы АрнольфиниЖенщина, тень которой падает на покрытую красным покрывалом кровать, стоящую в глубине комнаты, представляет собой образ идеальной хозяйки и хранительницы домашнего очага. На спинке кровати вырезана статуэтка святой Маргариты — покровительницы рожениц. Хрустальные четки — излюбленный в те времена подарок жене, — символ благочестия, а так-же метелка — символ чистоты тела и духа — символизируют христианские добродетели — мир и труд. У окна лежат апельсины. В христианской иконографии эти фрукты считаются символами райского блаженства, а также напоминают об итальянском происхождении персонажей. Экзотические фрукты можно было увидеть лишь в домах состоятельных граждан города Брюгге, который был тогда одним из центров мировой торговли. Кроме того, о материальном достатке семейства свидетельствуют богатые одежды. Особого внимания заслуживает единственная горящая свеча в подсвечнике, рассчитанном на семь свечей. С одной стороны, она символизирует свечу, которую передает невесте жених во время бракосочетания, с другой — Божественный свет, озаряющий таинство бракосочетания.

Одним из ключей к разгадке картины служит выпуклое зеркало, украшенное медальонами, на котором изображен Страстный цикл Иисуса.

 

Картина «Портрет четы Арнольфини» обновлено: Октябрь 25, 2017 автором: Глеб

Похожие записи..

Добавить комментарий