Описание и аналитика работы великого Леонардо.
Вклад да Винчи в создание запрестольного образа «Крещение Христа» ярко выделяется как раннее свидетельство его художественного потенциала. Мастерством он превосходит и коллег, и учителя, который всегда признавал талант своего помощника.
Крещение Христа
«Крещение Христа», написанное в 1470–1472 и 1475–1478 годы, было заказано мастерской Верроккьо монахами монастыря Сан-Сальви во Флоренции. Возможно, оно предназначалось для церкви Вилламброзе.
Леонардо и Верроккьо
Это произведение объединяет в себе творческие усилия Верроккьо и Леонардо. Краткое описание включает запись об «ангеле кисти Леонардо». Речь идет о крайнем слева ангеле, который стоит на коленях и, полуобернувшись, смотрит на Христа. Могло ли это изображение быть автопортретом мастера?
Приподнятая голова ангела направляет взгляд зрителя на сцену Крещения. Ангел держит в руках одеяние Христа, готовый подать его Иисусу, когда тот выйдет из реки. В мастерской было принято, чтобы ведущий художник, в данном случае Верроккьо, рисовал главные фигуры — Иисуса и Иоанна Крестителя, — оставляя пейзаж и второстепенные фигуры своим талантливым ученикам. Предполагается, что второй ангел, расположенный ближе к Христу, принадлежит кисти Сандро Боттичелли. На основании схожих стилистических черт часть пейзажа может быть отнесена к работе Винчи.
Верроккьо признает гений Винчи
К истории создания работы Вазари относит апокрифическую запись о сцене, произошедшей в мастерской Верроккьо во время работы над этой картиной. Верроккьо отлучился из мастерской на некоторое время, а по возвращении увидел изумительного ангела, которого успел изобразить Леонардо. Учитель признал превосходство своего ученика и поклялся непременно бросить рисование. По окончании работы над этой картиной Верроккьо рисовать не перестал, однако стал больше внимания уделять скульптуре. Сравнивая эту работу с бронзовой скульптурой Христа и святого Фомы, выполненной Верроккьо для Орсанмикеле, можно заметить некоторое сходство. Карло Педретти в книге «Леонардо» (1973) заметил, что второстепенная фигура ангела повернута к зрителю спиной и выполняет ту же функцию, что и фигура святого Фомы: вовлечение зрителя в происходящее на картине, чтобы он почувствовал себя участником Таинства Крещения. Педретти подчеркивает, что лицо ангела работы Леонардо — классической красоты, утонченность его может поспорить с античными моделями.
Пропорции
В эпоху Леонардо мотив «Крещения Христа» был широко распространен среди общественных и частных заказов изображений на библейские темы. Одна работа особенно выделяется на этом фоне — «Крещение Христа» (1450) кисти Пьеро делла Франческа (1415–1492), хранящаяся в Лондонской национальной галерее. Прежде чем профессионально заняться живописью, Пьеро делла Франческа изучал математику. Его познания в этом предмете были применены и в картине, которая отмечена точностью симметричных пропорций. Спускающийся с небес голубь и фигура Христа делят полотно на две равные части, а облака повторяют силуэт голубя, символизирующего явление Духа Святого.
Три фигуры в левой части картины занимают треть общей площади полотна. Три ангела, символизирующие Троицу, расположены слева, они являются свидетелями Крещения Иисуса.
Пишите в том же духе, спасибо очень интересно
Рады, что вам понравилось!
Спасибо за публикацию, очень правильно все написано!
Вам спасибо за комментарий и доброту!