Трактат Леонардо

13.03.2017


«Трактат о живописи» Леонардо включал в себя сотни записей, относящихся к живописи.

Свой «Трактат о живописи» Леонардо да Винчи составлял из сотен разрозненных записей, сделанных за многие годы. Он собирался опубликовать текст, но работа осталась незаконченной. Записи были завещаны Франческо Мельци.

Леонардо «о живописи»

Составление

Над «Трактатом о живописи» Леонардо работал с 1492 по 1510 год, а впервые его опубликовали в 1651 году. В 1508 году во Флоренции он начал составлять свой трактат из множества разрозненных записей: «Начато во Флоренции в доме Пьеро ди Браччо Мартелли (писателя и математика, комиссара Синьории) марта 22 дня 1508 года. Это будет беспорядочное собрание разных записей, которые я делал в надежде когда-нибудь упорядочить их по темам, к которым они относятся».

Страница трактата

Страница трактата

Предостережение читателю

Леонардо делал читателям строгое предупреждение, перефразируя Аристотелевскую надпись на дверях его академии: «Не знающим геометрию вход воспрещен». Предупреждение Леонардо гласило: «Не знающим математику воспрещается читать мой труд». Получив уроки математики у фра Пачоли, Леонардо мог уверенно писать об этом предмете: «Как среди всех исследований природных явлений свет особенно восхищает очевидца; так и среди всех великих функций математики именно несомненность ее доказательств в высшей степени совершенствует разум исследователя».

Во вступлении Леонардо предлагает математический подход к живописи, используя научный анализ и интерпретацию пропорций. В своем методе Леонардо не хотел следовать другим трактатам. Многие писатели и художники писали о живописи. Пожалуй, самые примечательные из них «О живописи» (1435) итальянского гуманиста, архитектора, антиквара, математика и теоретика искусства Леона Баттиста Альберти, написанный по латыни и переведенный на итальянский, и «Книга об искусстве, или Трактат о живописи» (1437) флорентийского художника Ченнино Ченнини (1370–1440), представляющий собой своего рода пособие для художников. Леонардо был знаком с этими работами.

Перспектива

Леонардовская трактовка перспективы, которую он разделил на три «вида», требует понимания законов перспективы уменьшений. Он писал: «Существует три вида перспективы. Первый объясняет причины видимого уменьшения объектов по мере их удаления от глаза: перспектива уменьшений. Второй занимается изменениями цвета по мере удаления от глаза. Третий и последний объясняет, почему объекты на картине должны быть менее совершенными в пропорции по мере удаления. Эти виды называются линейная перспектива, перспектива цвета и перспектива исчезновения».

Теория цвета

Трактат Леонардо был не первым трудом, где была предпринята попытка научно объяснить теорию цвета и ее применение в живописи, но знание Леонардо классической литературы помогло ему привнести в свою работу теоретический анализ Аристотеля (384–322 годы до н.э.), который писал «О восприятии и воспринимаемом» и «О цветах» (около 350 года до н.э.) задолго до Возрождения. Возможно, Леонардо знал и теорию цвета Платона (429–347 годы до н.э.), изложенную им в диалоге «Тимей» (360 год до н.э.). Не случайно Рафаэль написал своего Платона на фреске «Афинская школа» (1508–1511) в папских покоях Затикана для папы Юлия II, используя Леонардо в качестве модели.

Афинская школа. Рафаэль.Афинская школа

Живописная демонстрация

В течение нескольких лет, составляя текст трактата, Леонардо продолжал работать и над заказами. Возможно, что его объяснения определенной живописной техники — кьяроскуро или сфумато — основывались на его собственных работах. Одно из произведений Леонардо, к сожалению, дошедшее до нас только в копиях, — «Леда и лебедь» — можно считать образцом техники сфумато, применявшейся при написании пейзажа, в котором смешиваются свет и цвет, создавая эффект невнятного, «туманного» освещения.

Леда и лебедь. Леонардо.

Леда и лебедь

В портретных изображениях Леонардо советует художникам: «Всегда приступайте к работе медленно и выделяйте свет, который имеет наивысшую степень яркости… также и с тенью, прежде выделяйте ту, которая темнее других… И, наконец, ваш свет и тень должны смешиваться без штрихов и границ, как дым — сфумато». Такой способ создания изображения был им применен в работе «Леда и лебедь».

Трактат Леонардо обновлено: 16 сентября, 2017 автором: Egor Zeganov

Похожие записи..

Добавить комментарий

Adblock
detector