Бичевание Христа. Пьеро делла Франческа.

Пьеро делла Франческа. Известные работы.

13.05.2018


Пьеро делла Франческа (около 1420, Борго Сан-Сеполькро, недалеко от Ареццо — 1492, Борго Сан-Сеполькро), собственно Пьеро ди Бенедетто дей Франчески, — один из наиболее значительных художников раннего Возрождения и новатор перспективного построения. С 1439 по 1442 живет во Флоренции, где работает с Доменико Венециано. Опираясь на его творчество, а также на перспективные и колористические новшества флорентийских мастеров, в особенности Андреа дель Кастаньи, Пьеро делла Франческа приходит к своему серьезному индивидуальному стилю. Пластично смоделированные фигуры и математически точно сконструированное глубокое пространство характерны для его композиций. Художник создает глазурную технику, которая стала определяющей для его стиля, и с ее помощью выразительно передает атмосферу изображаемого. Пьеро делла Франческа работает преимущественно в своем родном городе, но выполняет заказы и в Ферраре, Ареццо, Риме и Урбино.

Мадонна со святыми и герцогом Федериго да Монтефельтро. Пьеро делла Франческа.

Мадонна со святыми и герцогом Федериго да Монтефельтро, около 1473 года. Дерево, масло, 248*170, Пинакотека Брера, Милан.
На алтарной картине, выполненной по заказу Федериго да Монтефельтро (1444—1484) для Сан Бернардино в Урбино, изображен коленопреклоненный заказчик картины в блестящих доспехах. Вокруг Мадонны полукругом стоят святые. Художнику удается создать иллюзию глубины изображаемого пространства, так что группа святых оказывается не в апсиде, а за ней. Свисающее с потолка яйцо является символом рождения Христа и одновременно эмблемой Монтефельтро.

Воскресение Христа. Пьеро делла Франческа.

Воскресение Христа, около 1460 года. Фреска, 225*220 см. Городская пинакотека, Сан-Сеполькро.
Эту величественную сцену художник создает для ратуши Сан Сеполькро («Святая могила»). Тематически фреска связана с гербом города. Кроме того, она содержит в себе мистическую символику. Так, ландшафт предстает в момент воскресения двояко: слева от Христа он унылый и бесплодный, а справа, наоборот, — оживлен растениями и домами, свидетельствующими о жизни и деятельности людей.

Портрет Сиджизмондо Пандольфа Малатеста. Пьеро делла Франческа.

Портрет Сиджизмондо Пандольфа Малатеста, 1451—1460 годы. Дерево, смешанная техника, 44*34 см. Лувр, Париж.
На впечатляющем портрете — тиранический правитель города Римини, для которого, как говорят, в политике не существовало никакой морали. Ярко освещенная полуфигура выступает на темном фоне. Такой сильный контраст, отсутствие каких бы то ни было украшающих дополнений и скульптурный эффект придают изображению монументальный характер бюста.

Мадонна, укрывающая верующих ризами своими. Пьеро делла Франческа.

Мадонна, укрывающая верующих ризами своими, 1444–1464 годы. Дерево, смешанная техника, 134*91 см. Городская пинакотека, Сан-Сеполькро.
Произведение является центральной частью полиптиха братства милосердия Сан-Сеполькро с изображением Мадонны. Сюжет картины трактует средневековое право защиты плащом: благородные дамы могли выступать заступницами преследуемых, предоставляя защиту под своим плащом или покрывалом. Возможно, что среди верующих слева, рядом с фигурой в капюшоне, художник изобразил и себя.

Мадонна с младенцем. Пьеро делла Франческа.

Мадонна с младенцем, 1465–1475 годы.Дерево, масло, 61*53,5 см. Палаццо Дукале, Урбино.
Хотя эта работа имеет много общего с Палой Монтефельтро, она оказывает иное, более интимное воздействие, что достигается за счет выразительных цельных фигур, которые зритель воспринимает очень близко. Аналогичное впечатление производит и виднеющаяся на дальнем плане спальня Девы Марии, напоминающая о Благовещении. Следует отметить и тонкую передачу фактуры различных тканей.

Крещение Христа. Пьеро делла Франческа.

Крещение Христа, около 1440–1450. Дерево, темпера, 167*116 см. Национальная галерея, Лондон.
Эта алтарная картина отличается гармоничной композицией и имеет большое значение для живописи той эпохи. Хотя в композиции господствуют фигуры и предметы первого плана — Христос, голубь как символ Святого Духа, сосуд, крона дерева — извивающийся Иордан и отражения в нем соединяют передний и задний планы картины.

Бичевание Христа. Пьеро делла Франческа.Бичевание Христа, около 1470 года. Дерево, смешанная техника, 58,4*81,5 см. Палаццо Дукале, Урбино.Здесь изображены две сцены. На переднем плане справа на освещенной солнцем площадке стоят три элегантных господина. На заднем плане слева в дальнем помещении перед Пилатом и неким наблюдателем происходит Бичевание Христа. Особенностью стиля является свет, с помощью которого художник виртуозно отображает фигуры и архитектуру. Он использует свет так же рационально, как и перспективную концепцию, которая является определяющей для общего впечатления от картины.

 

Портреты Баттисты Сфорца и Федериго да Монтефельтро. Пьеро делла Франческа.Портреты Баттисты Сфорца и Федериго да Монтефельтро, 1465–1472 годы.Дерево, масло, 47*33 см каждая. Уффици, Флоренция.
Эти строгие геометрические профили — портреты герцогской четы. Такой способ изображения еще близок к итальянскому раннему Возрождению, однако тонкая проработка всех деталей, ландшафт на дальнем плане (видны княжеские угодья), а также нарочито приподнятое положение портретируемых — свидетельство фламандского влияния. На оборотной стороне диптиха в античной манере изображено триумфальное шествие властителей.

Поклонение царицы Савской. Пьеро делла Франческа.

Поклонение царицы Савской дереву и ее встреча с Соломоном, около 1452–1466 годов. Фреска, 336*747 см. Сан Франческо, Ареццо.
Эта фреска с хоров церкви принадлежит к циклу изображений о Святом Кресте и объединяет два эпизода легенды. В левой части царица смиренно преклоняет колени перед мостом, полная веры в то, что он изготовлен из священного дерева. В правой части убедительно изображено, как она рассказывает Соломону о своем видении. Ясное, строгое построение композиции излучает теплоту и ни с чем не сравнимую выразительность. Фрески Пьеро делла Франчески на хорах капеллы Ареццо являются шедеврами раннего Возрождения.

 

Полиптих Сан Антонио. Пьеро делла Франческа.

Полиптих Сан Антонио, 1460–1470 годы.
Дерево, смешанная техника, 338*230 см. Умбрийская национальная галерея, Перуджа.
В этом алтарном произведении, состоящем еще традиционно из нескольких частей, художник впечатляюще связывает старое и новое понимание искусства. Так, в сцене Благовещения перспективное построение изображаемой архитектуры смягчает средневековый золотой фон. Примечательно также изображение стигматизации святого Франциска на средней части пределлы — это одна из редких ночных сцен раннего Возрождения.

Пьеро делла Франческа. Известные работы. обновлено: 17 мая, 2018 автором: Egor Zeganov

Похожие записи..

Добавить комментарий

Adblock
detector