«Страшный суд» Мемлинга

11.02.2017


Историческая справка о триптихе фламандского мастера.

Страшный суд. Мемлинг.

Введение

В XV веке в искусстве начался оживленный обмен между территориями севернее и южнее Альп. Художники путешествуют, чтобы учиться, произведения искусства обмениваются, а влиятельные люди из соображений престижа заказывают себе представительные произведения в центрах искусства. В 1467 году живущий в Брюгге художник Ханс Мемлинг (около 1438-1494) получает от флорентийского банкира Анджело ди Якопо Тани (1415-1492) заказ на изготовление монументального Алтаря Страшного суда с изображением архангела Михаила, взвешивающего человеческие души. По всей вероятности, алтарь предназначался для капеллы святого Михаила церкви Бадиа Фиезолана во Флоренции.

Примерно в 1450 году Тани работает в филиале банка Медичи города Брюгге, где знакомится со старонидерландским искусством и начинает ценить его. С 1455 года влиятельный банк находится уже под его руководством.

Страшный суд. Центральная часть.

Центральная часть работы

Алтарь «Страшный суд»

Триптих, размеры которого в сложенном состоянии и без рамы составляют 22.3 на 305 см, получается просто огромным по сравнению с предполагавшимися изначально размерами, когда он был определен как «продукт для экспорта». Через шесть лет после начала работ произведение было готово к транспортировке. Страшный суд вместе с другими товарами (тканями, мехами, коврами, приправами), погруженными на корабль «Сан Маттео», покидает порт Брюгге и берет курс сперва на Лондон, чтобы затем отправиться в Италию. Но туда он так и не попадает.

Война, разразившаяся между Англией и Ганзой, стала причиной того, что 27 апреля 1473 года судно, хотя и шло под нейтральным флагом Бургундии, было атаковано недалеко от английского берега каравеллой «Петер Данцигский». После ожесточенной борьбы корабль захватили в плен, а добычу разделили в местечке Штале недалеко от Бремена в Северной Германии. Алтарь передали церкви святой Марии в Гданьске и установили в капелле святого Георгия. Несмотря на вмешательства семьи Медичи, папы Сикста IV (1471-1484) и герцога Бургундского, которые были специально подключены влиятельными дарителями, все переговоры о возврате и обмене остались безрезультатными.

"Страшный суд" в закрытом виде

Триптих в закрытом виде

Таким образом следующие 300 лет алтарь находится в главной церкви Гданьска. В 1807 году он отправляется в Париж, в Лувр по распоряжению Наполеона (1769-1821). После его поражения державы-победительницы, занимающиеся возвратом похищенных Наполеоном по всей Европе сокровищ искусства, конфискуют произведение. В 1815-1816 годах алтарь можно было видеть в Берлине, власти которого прилагали большие усилия, чтобы оставить его у себя. Решительная позиция гданьских городских властей приводит к тому, что в 1817 году алтарь снова попадает в церковь святой Марии в Гданьске. Сегодня там находится копия работы, оригиналом можно полюбоваться в Национальном музее города с 1960 года.

Влияние

В середине 70-х годов XV века, т.е. через относительно небольшое время после написания Страшного суда, Томмазо Портинари (около 1428-1501) из Флоренции (он, как и Анджело ди Якопо Тани, работал представителем банкирского дома Медичи в Брюгге) заказывает у Гуго ван дер Гуса (около 1448-1482) в Генте аналогичный монументальный створчатый алтарь с изображением Рождества на центральной доске. Алтарь создан в годы расцвета таланта художника. Это произведение, которое является религиозным пожертвованием, должно было обеспечить спасение души Портинари и его родственников. Но помимо этого оно служило целям самоутверждения влиятельной семьи.

Алтарь Портинари. Гуго ван дер Гус.Алтарь Портинари. Гуго ван дер Гус.

В противоположность алтарю Мемлинга, алтарь Гуго ван дер Гуса беспрепятственно попадает в Италию. По морскому пути его доставляют из Брюгге в Пизу, затем вверх по Арно — во Флоренцию, куда он прибывает 28 мая 1488 года. Согласно источникам того времени, доску от порта до церкви Сан Эджидио госпиталя Санта Мария Нуова несли не менее 16 человек. Присутствие во Флоренции нидерландского шедевра, совершившего такой большой путь, имеет огромное значение для развития итальянской живописи конца XV века. Несколько резкий, детальный реализм творца был с воодушевлением принят эмансипированными, полностью обращенными к земному миру художниками и учеными эпохи Возрождения. Алтарь превосходит все имевшиеся до того произведения Флоренции не только размерами, но и непревзойденным мастерством стилистического решения. Шедевр покорял современников художника сияющими, блестящими, как глазурь, красками. В 1900 алтарь поступил в галерею Уффици.

«Страшный суд» Мемлинга обновлено: Сентябрь 16, 2017 автором: Глеб

Похожие записи..

Добавить комментарий