Мастерская Апеллеса. Виллем ван Хахт. Фрагмент.

Иерархия жанров живописи

19.05.2017


История классификации жанров в академиях искусств.

Иоганн Цоффани. Зал рисования обнаженной натуры.Иоганн Цоффани. Зал рисования обнаженной натуры Королевской академии в Лондоне, копия Ричарда Эрлома. В 1771 Цоффани написал групповой портрет членов лондонской Королевской академии, который сегодня находится в Королевской коллекции. Наряду с сэром Джошуа Рейнольдсом — первым президентом академии — и другими художниками-мужчинами, автор изобразил Анжелику Кауфман и Мери Мозер. Так как женщин — членов академии не допускали на занятия по изучению обнаженной натуры, Цоффани изобразил их портреты на стене справа.

Иерархия жанров

В 1678 году вышла в свет книга ученика Рембрандта Самюэля ван Хогстратена (1627–1678) «Введение в высокую живопись», представлявшая собой исследование по теории искусства. По мнению автора, значимость различных направлений в живописи определяется требованиями общества, предъявляемыми к творчеству художника. Первое место должны были занимать картины на исторические и библейские сюжеты, «показывающие глазам людей храбрейшие деяния… и мудрейших из мужей». За историческими картинами следовала кабинетная живопись всех типов, завершал табель о рангах натюрморт. В том же духе по данному вопросу высказался в трактате «Конференции Королевской Академии ваяния и живописи», вышедшем в 1669 году в Париже, его современник Андре Фелибьен (1619–1675). Он также относил на последнее место натюрморты с фруктами, цветами, ракушками и прочими предметами. Более высокое положение занимали картины, изображающие, скажем, живых зверей или завершенные ландшафты. На первое место художник поставил изображения людей, которых считал совершенным творением Господа.

Эти трактаты по теории искусства были написаны во время расцвета в Европе академий художеств. В 1648 году в Париже король Людовик XIV (1638–1715) основал Королевскую академию ваяния и живописи. В 1666 году был открыт ее филиал в Риме. Королевская академия была государственным учреждением, финансируемым из королевской казны, и долгое время определяла официальный подход к искусству. До 1720 года в Европе было создано в общей сложности девятнадцать подобных учреждений, традиции которых восходили к итальянскому Возрождению.

Мастерская Апеллеса. Виллем ван Хахт.Мастерская Апеллеса (1628). Виллем ван Хахт. Апеллес, придворный живописец Александра Великого, считается одним из самых выдающихся художников древности. Хахт изобразил его рядом с Александром за работой над портретом прекрасной Кампаспы. Так как в XVII в. Рубенса считали «вторым Апеллесом», то эту картину можно рассматривать как аллегорию теории искусства.

Первая школа живописи была создана в Милане в 1494 году великим Леонардо да Винчи (1452–1519). В ней преподавалась не только техника живописи, но и теоретические науки. Спустя два поколения эти идеи нашли свое воплощение в программах основанной в 1563 году во Флоренции при участии Джорджо Вазари (1511–1574) Академии вставших па истинный путь и основанной в 1577 году в Риме Академии святого Луки. Последняя существует и по сей день.

Достаточно рано в теории искусства появились два основополагающих термина — imitatio (копия, подражание, имитация) и inventio (находка, изобретение). Разный подход к слепому копированию природы и самостоятельному творчеству художника вызывал в академиях непрекращающиеся споры об оценке формы и цвета. В конце концов они были решены в пользу формы, то есть, рисунка, наброска, композиции. В этом ключе шла подготовка молодых художников в классических академиях. Первый этап обучения состоял в копировании шедевров живописи и скульптуры. Затем следовало изучение приемов изображения человеческого тела. Вплоть до конца XVIII века изучались только мужские модели. В последнем классе учили свободному рисунку и композиции.

Евангелист Лука, пишущий Мадонну (около 1450 года). Рогир ван дер Вейден.Евангелист Лука, пишущий Мадонну (около 1450 года). Рогир ван дер Вейден. На знаменитой картине Лука Евангелист, согласно легенде, пишет портрет Девы Марии. Известно четыре варианта этого произведения. Небесный покровитель живописцев изображен в одеждах ученого и олицетворяет, как и Апеллес, расцвет западно-европейской живописи.

Протесты

Художники и критики все чаще протестовали против главенства академий и их застывших правил. Для многих деятелей искусства творческий подъем, успех и падение были связаны с признанием или непризнанием их творчества этими влиятельными организациями. Протест против академического искусства достиг пика в конце XIX века, когда импрессионисты во всеуслышание заявили о своем видении искусства и предопределили развитие современной живописи. В 1922 году художник Макс Либерманн (1847–1935), президент берлинской Академии изобразительных искусств с 1920 года, занялся проблемой оценки отдельных жанров живописи. Его утверждение, что «хорошо нарисованная морковка лучше плохо написанной Мадонны», является краеугольным камнем современной эстетики.

Иерархия жанров живописи обновлено: 16 сентября, 2017 автором: Egor Zeganov

Похожие записи..

Добавить комментарий

Adblock
detector