Краткая биография
Жан Оноре Фрагонар (1732, Грас, Прованс – 1806, Париж) в 1747 стал учеником Жан-Батиста Симеона Шардена, а затем учился живописи у Франсуа Буше, оказавшего на Фрагонара большое влияние. В 1752 был отмечен Римской премией и зачислен в класс Карла ван Лоо. Учился с 1756 по 1761 в качестве стипендиата во Французской академии в Риме. По возвращении во Францию был принят в Парижскую академию. Во второй раз побывал в Италии в 1773, посетив также Австрию и Германию. Наряду с Антуаном Ватто и Франсуа Буше Фрагонар считается крупнейшим автором бытовых картин эпохи конца абсолютизма. Будучи художником, писавшим в стиле рококо, Фрагонар не принял новую эстетику, привнесенную во французское искусство идеями революции.
Основные произведения
Воз в грязи, 1760. Холст, масло, 13*91 см. Лувр, Париж.
Художник воссоздает сцену повседневной жизни простых поселян. На непритязательной по замыслу, но неординарной по композиции картине происходит столкновение на дороге: доверху нагруженного воза, который тянет вол, а сзади подталкивают двое парней, и отары овец, которую гонит навстречу пастух.
Украденная рубашка, около 1770. Холст, масло, 110*120 см. Лувр, Париж.
Фрагонар создавал жизнерадостные, грациозные, зачастую двусмысленные сцены в манере легкого наброска, которых отличает изысканный колорит. Художник маскирует пикантное содержание за невинным сюжетом. Зрителю предоставляется возможность наблюдать за беспечной обнаженной красавицей, у которой отнимает рубашку амур. Присутствие спутника богини любви Венеры смягчает откровенность интимной сцены.

Поцелуй украдкой, около 1787.
Холст, масло, 45*55 см. Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург.
Под влиянием идей французского философа и писателя Жан-Жака Руссо (1712–1778) Фрагонар писал в середине 1780 свои картины в более романтическом стиле, основным элементом которого была чувственность. Тонкая, газовая шаль молодой девушки, возможно, олицетворяет ее чувства. Легкость и непринужденность, характерные для ранних произведений художника, постепенно уступили место монументальности.

Портрет танцовщицы Мари-Мадлен Гимар, около 1767. Холст, масло, 82*65 см. Лувр, Париж.
Художник достигал магического воздействия на зрителя, слегка нарушая сходство портрета с моделью и придавая их позам некоторую нарочитость. Он нередко писал заказчиков в костюмах различных исторических эпох. Смешение элементов реального и фантастического придает его портретам неповторимое очарование.

Портрет Луи Ла Бретеша, 1769. Холст, масло, 80*65 см. Лувр, Париж.
Художнику понадобилось не более часа, чтобы написать портрет старшего брата своего друга и покровителя, аббата де Сен-Но. Всего несколькими легкими штрихами художник моделирует подвижную фигуру, выделяя черты лица, мягкую драпировку одежды. Умелый подбор светлых тонов создает эффект солнечного освещения.

Качели, 1767. Холст, масло, 81*65 см. Коллекция Уоллес, Лондон.
Исполненные чувственной неги и радости бытия, картины Фрагонара пользовались огромной популярностью, ими украшали будуары — помещения для интимных встреч, Один барон заказал картину для своей возлюбленной. Любовная игра захватила молодых людей, и пикантность в значительной степени смягчается якобы случайным падением кавалера.