Характеристика и описание стиля, известные представители маньеризма.
Что такое маньеризм?
В изобразительном искусстве термин «маньеризм» (слово происходит от итальянского «maniera», что переводится как «стиль» или «стильность») относится к стилю живописи, скульптуры и (в меньшей степени) архитектуры, возникшему в Риме и Флоренции в период 1510–1520 годов, на поздних этапах высокого Возрождения. Маньеризм выступает в качестве моста между идеализированным стилем эпохи Ренессанса и драматической театральностью барокко.
Происхождение Млечного Пути. Тинторетто.
Характеристики стиля
Ранний маньеризм (1520–1535) известен своей «анти-классичностью». В 1535–1580 он вырастает в высокий маньеризм — запутанный и интеллектуальный стиль. В целом, картины в этом стиле имели тенденцию быть более искусственными и менее натуралистичными, чем произведения эпохи Возрождения. Как правило, они ассоциируются с эмоциональностью, напряженными позами, необычным масштабом, освещением или перспективой, а также кричащим использованием цвета.
Молодое поколение художников чувствовало, что не может усовершенствовать развитый стиль старых мастеров, таких как Леонардо, Микеланджело, Рафаэль и др. В их глазах великие мастера достигли всего, чего можно было достигнуть, имея существующие техники и подходы. По этой причине, как и модернисты спустя сотни лет, они выступают против традиционного художественного канона, искажая классический живописный язык.
Концепции устройства мира, предложенные Коперником, находят свое отражение в изобразительном искусстве. Художник, как и многие его современники, утрачивает веру в упорядоченную гармонию окружающего мира. Известных канонов искусства уже не достаточно для того, чтобы проиллюстрировать мир. Маньеризм демонстрирует неопределенность общества, возникшую в результате научных открытий и пытается найти новый живописный язык для иллюстрации радикально изменившегося окружения.
Вознесение Богородицы. Корреджо.
Художники
Среди лучших маньеристов следует выделить знаменитого гения Микеланджело (обратившегося к стилю не с самого начала своей карьеры), Корреджо, известного своими сентиментальными картинами, влиятельного художника Пармиджанино, Джорджо Вазари, Аньоло Бронзино, Якопо Бассано, Тинторетто, Федерико Бароччи, Джузеппе Арчимбольдо, Паоло Веронезе, Аннибале Карраччи и других.
Скульптура
Скульптуру маньеризма можно назвать более выразительной, чем работы мастеров Возрождения, что доказывают работы Джамболоньи, Бенвенуто Челлини, Жермена Пилона и прочих.
Спад
В Италии маньеризм идет на спад начиная с 1590-го года, что совпадает с приходом нового поколения итальянских художников во главе с Караваджо, которые переосмысляют значение натурализма. За пределами Италии, однако, стиль сохраняется как форма рыцарского искусства. Чуть дольше существует школа Фонтенбло (1528–1610), базирующаяся на идеях маньеризма.
Переход к барокко
Сочетание реального и нереального, духовного, чувственного и материального было совершенно чуждо для мастеров Возрождения. В стиле барокко (примерно 1600–1700 годы) интеллектуальные миры, создаваемые маньеристами уже в 16-м веке, достигают своего апогея.