Дата создания: 1484–1486 годы.
Тип: холст, темпера.
Местоположение: Галерея Уффици.
Анализ и интерпретации рождения Венеры
Уникальный холст, сочетающий религиозные мотивы и классическую античность принадлежит к серии мифологических картин знаменитого Боттичелли (1445–1510). После его прибытия в Рим были созданы три работы для папы Сикста IV. До «рождения Венеры» мастер создал «Палладу и Кентавра» (около 1482, галерея Уффици), «Венеру и Марса» (1483, национальная галерея Лондона) и «Весну» (1484–1486, Уффици).
Работа демонстрирует обнаженную фигуру богини Венеры, которая возникла из моря, и создавалась по заказу Лоренцо великолепного из семьи Медичи, которая была особенно заинтересованна в классической мифологии и древних легендах в контексте гуманистического искусства эпохи ренессанса.
Венера
Анджело Полициано, флорентийский поэт, гуманист и ученый, в своей эпической поэме «Stanze per la giostra» описывал процесс явления Венеры на берег в раковине. Именно этот сюжет вдохновил Боттичелли на написание. Слева, главную героиню подгоняет Зефир, обнимая жену Хлориду. Справа, одна из харит готова обернуть в плащ, украшенный цветами, ногую Венеру.
Несмотря на необычные пропорции тела (вытянутая шея, удлиненная левая рука) Боттичелли изображает Венеру невероятно красивой женщиной с гладкой и нежной кожей, золотыми кудрями. Она появляется в этом мире как богиня красоты, а зрители становятся свидетелями акта сотворения. Ветер вокруг крутит розы (согласно мифу, когда Венера родилась, роза зацвела впервые).
Интерпретации и толкования
Существует ряд интерпретаций работы. Достаточно популярной является мечтательная неоплатоническая теория. По материалам, предположительно принадлежавшим философу Платону, Венера была богиней земли, вдохновлявшей человека к физической любви и небесной богиней, вдохновлявшей на любовь духовную. Вероятно, зрители 15-го века смотря на «Рождение Венеры» чувствовали духовную и божественную любовь.
Некоторые искусствоведы трактуют полотно как льстивое послание для могущественного Лоренцо Медичи. Образ Венеры предположительно заимствован с Симонетты Веспуччи, любовницы Лоренцо и его старшего брата. Забавным для данной трактовки является тот факт, что Симонетта родилась в итальянском городе Портовенере (с английского «Порт Венеры»).
Критики также предполагают, что обнаженная Венера напоминает Еву в райском саду. Соответственно сама богиня олицетворяет христианскую церковь. В этом толковании тоже не обошлось без совпадений. «Stella Maris» (Морская звезда) у католиков олицетворяет Деву Марию. Возможно, море рождает Венеру аналогично Марии, рождающей Иисуса.
Готика встречает Ренессанс
Лучший художник Флоренции позаимствовал множество идей из готического искусства, что подтверждает общая стилистика, мотивы и освещение. В отличие от современников Боттичелли никогда не был приверженцем натурализма и реализма. Фигуры на его картонах не наделены конкретной массой и объемом и расположены в узкой перспективе. Реализм не для Боттичелли, что понятно из позы и фигуры Венеры, он предпочитает гуманизм и декоративную эстетику из византийских традиций. Сочетание готических деталей и передового гуманизма делает эту картину одной из величайших работ итальянского Возрождения.