Биография и труды знаменитого сюрреалиста.
Марсель Дюшан
Мало кто из художников может похвастаться тем, что изменили ход истории в той мере, в которой это сделал Марсель Дюшан. Изучив основы футуризма и кубизма, влияние которых ощущается уже на ранних картинах, он возглавил американское модернистское движение Дада, вместе со своими друзьями. По сей день идеи, которые ставили под сомнение понятие о том, что есть искусство, отражаются в живописи.
Творчество
Разрушая границы между искусством и бытовыми вещами, Дюшан пишет «обнаженную, спускающуюся по лестнице» (1912) и ряд других картин. Его неуважение к эстетическим нормам и желание следовать по пути, отличному от других мастеров, приводят Марселя к разработке знаменитых «готовых вещей». Данный метод использовался при создании знаменитого «Фонтана», пародии на Мона Лизу Леонардо и других работ. «Сделанные вещи» были восприняты критиками прохладно. Многие из них называли произведения аморальными и вульгарными.
Дюшан имел две стратегические цели:
- Разрушить правило установки статуса произведения искусство;
- Продемонстрировать и развеять миф о том, что художники обладают экстраординарными способностями.
Нежелание следовать обычному творческому пути и создавать похожие произведения привели к тому, что Дюшан за свою карьеру, за большой промежуток времени, создал малое количество работ. Это вылилось в «выход» из мира искусства.
Биография
Дюшан родился в Нормандии. Четверо его старших братьев были известными художниками и скульпторами. В академии Жюльен Марсель проводит 1904–1905 годы. К 1911 году художник формирует свой стиль, знакомится с кубизмом, футуризмом и другими направлениями.
В основном Дюшан жил в Нью-Йорке (1915–1923, 1942–1968). Около восемнадцати лет провел в Париже. Марсель был значимой фигурой в мире искусства, испытывал интерес к экспериментальному кино, организовывал различные выставки.
Остаток жизни художник провел играя в шахматы, участвуя в различных турнирах. Француз при рождении, Дюшан берет гражданство Америки в 1955. В 1968 году Марсель уходит из жизни.
Ключевые идеи
- Придуманный метод «готовые вещи», который заключался в возведении в ранг произведения искусства бытовые вещи;
- Отвержение сугубо визуального восприятия работ в пользу более интеллектуальных и концептуальных подходов;
- Изобилие шуток, остроумных идей, каламбуров и сексуальных намеков.