Влияние цвета на восприятие картин и фресок и история цветописи.
Синопсис
Так как картина имеет статус одного из ведущих объектов «визуального» искусства, в значительной степени на создание настроения и глубины влияет использование цвета, который может произвести чрезвычайно мощный эффект на зрителя и оживить полотно. А началось все еще с доисторической пещерной живописи, в которой впервые были задействованы примитивные пигменты.
Влияние цвета
Цветовые эффекты могут проявляться чисто оптически (привлечение взгляда зрителя), эмоционально (при использовании спокойных холодных цветов или ярких и стимулирующих чувства пигментов) или эстетически (сопоставление гармоничных цветов в композициях). Освещенность и насыщенность цветов зависят от правильного использования мастером устоявшихся теорий. Кроме того, влияние цвета корректируется в зависимости от окружения. Например, серый, окруженный синим, создает прохладное ощущение, в то время как в соседстве с желтым демонстрирует теплоту. Окончательная комбинация и общий диапазон тонов, использованных в картине иногда называется тональным ключом, который у многих мастеров является достаточно своеобразным или даже уникальным, что можно использовать в цветовом анализе произведений искусств.
Ранние теории цвета
Первые принципы теории цвета были сформулированы Альберти (1404–1472) в трактате «О живописи» (1435). Также их изложение можно обнаружить в записных книжках Леонардо да Винчи, великого гения эпохи Ренессанса. Классические паттерны и оптические теории пережили революцию лишь в 19 веке, во время развития движения импрессионистов.
Из чего делают краски?
Масляная краска
В общем случае, масляная краска представляет собой комбинацию из цветового пигмента, льняного масла и скипидара. Оттенок обеспечивает пигмент, масло служит в качестве связующего компонента, а скипидар разжижает получившуюся смесь и помогает наносить получившуюся смесь на холст. Отличие от большинства других красок заключается в том, что масла не высыхают, а в результате окисления и реакции с кислородом превращаются в густой гель, впоследствии затвердевая.
Акварель, гуашь
Акварельная краска состоит из пигмента и связующего водорастворимого гуммиарабика, к которому добавляют воду. Гуашь представляет собой непрозрачную акварель. К этой категории также можно отнести и темперные краски.
Акрил
Акриловая картина создается полностью синтетическими материалами на основе полимерной акриловой смолы. В простейшей комбинации эта краска представляет собой смесь пигмента, эмульсии акрилового полимера (пластика), смол (в качестве связующего вещества) и воды. За счет испарения воды (и некоторых растворителей) такая краска достаточно быстро сохнет, формируя прочную пленку.
Разница
Акриловая краска, благодаря своему составу, после быстрого высыхания незначительно меняет цвет. Акварель и гуашь после сравнительно небольшой сушки несколько изменяют цвет, в отличие от масляной краски, которая не изменяет цвет на протяжении продолжительного высыхания. Кроме того, после нанесения одного слоя на масло можно добавить еще краски, чтобы создать богатые и насыщенные цвета. В целом, изобретение масляной живописи (15-й век, Европа) стало значительным шагом в развитии цветовой насыщенности и яркости изображения.
Цветовые пигменты
Пигменты и красители — ингредиенты, придающие цвет краскам. Основное отличие между красителем и пигментом — их способность растворяться в воде. Пигменты должны быть тщательно измельчены и смешаны в растворе, в то время как красители обладают более высоким показателем растворимости. Большинство пигментов добывается из металлов и растений, хотя некоторые из них получают из фрагментов и частей животных и рыб, обугленных деревьев или костей.
Каменный век
Художники каменного века опирались на пигменты, полученные из земли. Добытые элементы, например, глина и уголь, давали желтые, коричневые и различные оттенки красного цвета.
В Египте
Цветовая схема, полученная в древности египетскими художниками, представляла собой оттенки голубого, лимонно-желтого, зеленого, красно-оранжевого и других цветов.
Греция и Рим
Античные картины характеризовались достаточно широким диапазонам цветов, который продолжал расширяться с добавлением оттенков красного, пурпурного, индиго и прочих цветов.
Эпоха Возрождения
Живопись эпохи ренессанса получила толчок благодаря развитию масляной живописи. Новая среда представляла дополнительные возможности и отлично подходила для создания реалистичных работ. Неудивительно, что это стимулировало открытие и использование многих новых оттенков.
17–18 век
После Возрождения принципы и паттерны использования цвета в живописи были приняты всеми основными европейскими академиями и закреплены в правилах академического искусства. Цвет, однако, в то время имел второстепенную роль. Рубенс, драматично использовавший цветовой пигмент, часто критиковался за это, в то время как Николя Пуссен был почитаем благодаря более сбалансированной палитре.
19-й век
По сути, 19-й век — начало современного искусства и период массового изменения направлений и паттернов живописи. В это время художники имели доступ к более дешевым и надежным синтетическим краскам. Для импрессионистов подобные новшества помогали передать идеи «мимолетного момента». В дальнейшем субъективность восприятия экспрессионистов также поддерживалась новыми цветами.
Впечатление. Восходящее солнце. Клод Моне.
Заключение
Важно помнить, что до 18-го века художники были сильно ограничены в выборе цветов, однако они так или иначе играли неотъемлемую роль в передаче настроения и атмосферы картины. После 19-го века художники вовсе начали использовать яркие пигменты как отдельную форму самовыражения, акцентируя внимание именно на них.