В гостях. Архипов.

Цвет в живописи

27.12.2016


Влияние цвета на восприятие картин и фресок и история цветописи.

В гостях. Архипов.В гостях. Абрам Архипов.

Синопсис

Так как картина имеет статус одного из ведущих объектов «визуального» искусства, в значительной степени на создание настроения и глубины влияет использование цвета, который может произвести чрезвычайно мощный эффект на зрителя и оживить полотно. А началось все еще с доисторической пещерной живописи, в которой впервые были задействованы примитивные пигменты.

Влияние цвета

Цветовые эффекты могут проявляться чисто оптически (привлечение взгляда зрителя), эмоционально (при использовании спокойных холодных цветов или ярких и стимулирующих чувства пигментов) или эстетически (сопоставление гармоничных цветов в композициях). Освещенность и насыщенность цветов зависят от правильного использования мастером устоявшихся теорий. Кроме того, влияние цвета корректируется в зависимости от окружения. Например, серый, окруженный синим, создает прохладное ощущение, в то время как в соседстве с желтым демонстрирует теплоту. Окончательная комбинация и общий диапазон тонов, использованных в картине иногда называется тональным ключом, который у многих мастеров является достаточно своеобразным или даже уникальным, что можно использовать в цветовом анализе произведений искусств.

Великий козел. Гойя.Великий козел. Гойя.

Ранние теории цвета

Первые принципы теории цвета были сформулированы Альберти (1404–1472) в трактате «О живописи» (1435). Также их изложение можно обнаружить в записных книжках Леонардо да Винчи, великого гения эпохи Ренессанса. Классические паттерны и оптические теории пережили революцию лишь в 19 веке, во время развития движения импрессионистов.

Из чего делают краски?

Масляная краска

В общем случае, масляная краска представляет собой комбинацию из цветового пигмента, льняного масла и скипидара. Оттенок обеспечивает пигмент, масло служит в качестве связующего компонента, а скипидар разжижает получившуюся смесь и помогает наносить получившуюся смесь на холст. Отличие от большинства других красок заключается в том, что масла не высыхают, а в результате окисления и реакции с кислородом превращаются в густой гель, впоследствии затвердевая.

Портрет четы Арнольфини. Ван Эйк.

Портрет четы Арнольфини Ван Эйка, значимой фигуры для масляной живописи

Акварель, гуашь

Акварельная краска состоит из пигмента и связующего водорастворимого гуммиарабика, к которому добавляют воду. Гуашь представляет собой непрозрачную акварель. К этой категории также можно отнести и темперные краски.

Парижские виды от Тьерри Дюваля

Парижские виды от Тьерри Дюваля

Гуашь. Лю Йи.

Работы гуашь Лю Йи

Акрил

Акриловая картина создается полностью синтетическими материалами на основе полимерной акриловой смолы. В простейшей комбинации эта краска представляет собой смесь пигмента, эмульсии акрилового полимера (пластика), смол (в качестве связующего вещества) и воды. За счет испарения воды (и некоторых растворителей) такая краска достаточно быстро сохнет, формируя прочную пленку.

Разница

Акриловая краска, благодаря своему составу, после быстрого высыхания незначительно меняет цвет. Акварель и гуашь после сравнительно небольшой сушки несколько изменяют цвет, в отличие от масляной краски, которая не изменяет цвет на протяжении продолжительного высыхания. Кроме того, после нанесения одного слоя на масло можно добавить еще краски, чтобы создать богатые и насыщенные цвета. В целом, изобретение масляной живописи (15-й век, Европа) стало значительным шагом в развитии цветовой насыщенности и яркости изображения.

Цветовые пигменты

Пигменты и красители — ингредиенты, придающие цвет краскам. Основное отличие между красителем и пигментом — их способность растворяться в воде. Пигменты должны быть тщательно измельчены и смешаны в растворе, в то время как красители обладают более высоким показателем растворимости. Большинство пигментов добывается из металлов и растений, хотя некоторые из них получают из фрагментов и частей животных и рыб, обугленных деревьев или костей.

Каменный век

Художники каменного века опирались на пигменты, полученные из земли. Добытые элементы, например, глина и уголь, давали желтые, коричневые и различные оттенки красного цвета.

Плато Арнем-Ленд

Плато Арнем-Ленд

В Египте

Цветовая схема, полученная в древности египетскими художниками, представляла собой оттенки голубого, лимонно-желтого, зеленого, красно-оранжевого и других цветов.

Греция и Рим

Античные картины характеризовались достаточно широким диапазонам цветов, который продолжал расширяться с добавлением оттенков красного, пурпурного, индиго и прочих цветов.

Эпоха Возрождения

Живопись эпохи ренессанса получила толчок благодаря развитию масляной живописи. Новая среда представляла дополнительные возможности и отлично подходила для создания реалистичных работ. Неудивительно, что это стимулировало открытие и использование многих новых оттенков.

Лаокоон. Эль Греко.Лаокоон. Эль Греко.

17–18 век

После Возрождения принципы и паттерны использования цвета в живописи были приняты всеми основными европейскими академиями и закреплены в правилах академического искусства. Цвет, однако, в то время имел второстепенную роль. Рубенс, драматично использовавший цветовой пигмент, часто критиковался за это, в то время как Николя Пуссен был почитаем благодаря более сбалансированной палитре.

Самсон и Далила. Рубенс.

Самсон и Далила. Рубенс.

19-й век

По сути, 19-й век — начало современного искусства и период массового изменения направлений и паттернов живописи. В это время художники имели доступ к более дешевым и надежным синтетическим краскам. Для импрессионистов подобные новшества помогали передать идеи «мимолетного момента». В дальнейшем субъективность восприятия экспрессионистов также поддерживалась новыми цветами.

Впечатление. Восходящее солнце. Моне.Впечатление. Восходящее солнце. Клод Моне.

Заключение

Важно помнить, что до 18-го века художники были сильно ограничены в выборе цветов, однако они так или иначе играли неотъемлемую роль в передаче настроения и атмосферы картины. После 19-го века художники вовсе начали использовать яркие пигменты как отдельную форму самовыражения, акцентируя внимание именно на них.

Цвет в живописи обновлено: 5 октября, 2017 автором: Egor Zeganov

Похожие записи..

Добавить комментарий

Adblock
detector