Анатомия человека, музей Конде. Фрагмент.

Из истории книжной иллюстрации

09.03.2017


От иллюстраций кодексов до гравюр и книгопечатания.

Месса, около 1416, Париж.

Месса, около 1416 (Национальная библиотека, Париж).
Изображение деталей внутреннего помещения готической церкви решает интересную художественную задачу; в такой же манере писали в Северной Европе.

Книжная иллюстрация

«От страниц книги исходит свет» — так писал в десятой главе «Чистилища» Дайте Алигвери (1265–1321). Воистину, произведения средневековой книжной миниатюры подобны драгоценностям высочайшей пробы. Вначале это было привилегией узкого круга элиты — священников и ученых. Такая традиция повелась со времен поздней античности и сохранилась до раннего Средневековья.

Технические детали

Прообразом современной книги были «кодексы» (от латинского «дощечка для письма»), ранние образцы которого относятся ко II в. н. э. Материалом для книги служили наряду с папирусом, который сворачивали в свитки, сначала пергамент, а потом бумага. Распространению пергамента с IV в. н.э. способствовало усиление влияния христианства. Пергамент более удобен в обращении, позволял писать на обеих сторонах листа, он долговечнее, нежели древние свитки. Пергамент делали из кожи овец и коз, которую опускали в известковый раствор, очищающий кожу от всех лишних веществ, и затем обрабатывали пемзой. Чтобы чернила не растекались по пергаменту, кожу покрывали тонким слоем мела. В завершение процесса кожу разрезали на части, соответствующие необходимому размеру страниц книги. Так появился пергамент, на котором можно было писать, и рисовать, и который трудно уничтожить. Именно пергаменту мы обязаны тем, что многие бесценные книги, которые написаны в раннем и среднем Средневековье, сохранились до сегодняшнего дня, невзирая на многочисленные войны, пожары, чудовищные разрушения. Поражает разнообразие красок, которые получали тогда из минеральных и растительных веществ. При необходимости их закрепляли рыбьим клеем. Писали в те времена гусиными перьями, а рисовали кисточками из волоса белок и куниц. Если использовали листовое золото, то на грунт наносили так называемую «подкладку» — смесь мела, рыбьего клея и меда.

Исцеление парализованного. Золотое Евангелие Генриха III.

Исцеление парализованного (1045–1046).
Сцены из Евангелия от Марка относятся к почти 120 иллюстрациям так называемого Золотого кодекса. Генрих III приказал закончить его для передачи салийскому императорскому собору Шпейр в монастыре Эхтернах.

Из-за дороговизны письменных принадлежностей и пергамента в начале Средневековья книги расписывали только в скрипториях — придворных школах при больших монастырях. Там царствовала vita contemplativa, или созерцательная жизнь, требующая бесконечного терпения и вдумчивости, чтобы вручную написать и проиллюстрировать книгу. Мы точно не знаем, являлись ли монахами те художники, которые расписывали книги при дворе Карла Великого (742–814) для императорских монастырей. Как бы то ни было, мастерские по росписи книг возникают по всей Европе, они притягивают к себе художников и писцов из разных областей, городов, стран. Возможно, что в дворцовой школе Карла Великого и встретились римско-византийские, германские и ирландские художники. При дворе Карла Великого наряду с Библией, текстами проповедей, псалмов и Евангелием иллюстрировали и светские книги. Это сборники, в которых наряду с античными образцами давались всевозможные знания в области гомеопатии, а также знания по астрономии и военному делу.

Четверо евангелистов. Книжная иллюстрация.

Четверо евангелистов (Сокровищница кафедрального собора, Аахен).
Эта миниатюра — великолепный образец искусства книжной миниатюры эпохи Каролингов.

История

Во времена правления императора Оттона, то есть в конце X – начале XI века, возникли новые значительные центры книжной иллюстрации. На островах Райхенау, в Кельне, Регенсбурге, Зальцбурге, а также во Франции, Англии и Испании появились богато оформленные книги. Связь между школами осуществлялась через художников, переходивших из монастыря в монастырь. В позднее Средневековье круг тем, используемых в книгах, расширился за счет новой светской литературы. Появились французские рыцарские романы, немецкие эпические поэмы. Для «Божественной комедии» (1307–1321) Данте было создано большое количество миниатюр и захватывающих дух иллюстраций. Следующего пика развития книжная миниатюра достигает в период готики. Тогда миниатюры сочетали изысканный блеск красок, совершенство форм и орнамента, характерные для больших витражей кафедральных соборов, а также для скульптуры. Вероятно, именно поэтому появившиеся нововведения в композиции книжного искусства оказали значительное влияние на станковую живопись и искусство Средневековья в целом.

Анатомия человека, музей Конде.

Анатомия человека, музей Конде.

После того как около 1440 в Майнце Иоганн Гутенберг (около 1397–1468) изобрел книгопечатание, книги начали производиться намного быстрее. С использованием гравюр на дереве и на меди ручной труд иллюстратора стал нерентабельным и в конце Средневековья потерял то значение, какое имел ранее.

Из истории книжной иллюстрации обновлено: 16 сентября, 2017 автором: Egor Zeganov

Похожие записи..

Добавить комментарий

Adblock
detector