Анатомия человека, музей Конде. Фрагмент.

Из истории книжной иллюстрации

09.03.2017


От иллюстраций кодексов до гравюр и книгопечатания.

Месса, около 1416, Париж.

Месса, около 1416 (Национальная библиотека, Париж).
Изображение деталей внутреннего помещения готической церкви решает интересную художественную задачу; в такой же манере писали в Северной Европе.

Книжная иллюстрация

«От страниц книги исходит свет» – так писал в десятой главе «Чистилища» Дайте Алигвери (1265-1321). Воистину, произведения средневековой книжной миниатюры подобны драгоценностям высочайшей пробы. Вначале это было привилегией узкого круга элиты – священников и ученых. Такая традиция повелась со времен поздней античности и сохранилась до раннего Средневековья.

Технические детали

Прообразом современной книги были «кодексы» (от латинского «дощечка для письма»), ранние образцы которого относятся ко II в. н. э. Материалом для книги служили наряду с папирусом, который сворачивали в свитки, сначала пергамент, а потом бумага. Распространению пергамента с IV в. н.э. способствовало усиление влияния христианства. Пергамент более удобен в обращении, позволял писать на обеих сторонах листа, он долговечнее, нежели древние свитки. Пергамент делали из кожи овец и коз, которую опускали в известковый раствор, очищающий кожу от всех лишних веществ, и затем обрабатывали пемзой. Чтобы чернила не растекались по пергаменту, кожу покрывали тонким слоем мела. В завершение процесса кожу разрезали на части, соответствующие необходимому размеру страниц книги. Так появился пергамент, на котором можно было писать, и рисовать, и который трудно уничтожить. Именно пергаменту мы обязаны тем, что многие бесценные книги, которые написаны в раннем и среднем Средневековье, сохранились до сегодняшнего дня, невзирая на многочисленные войны, пожары, чудовищные разрушения. Поражает разнообразие красок, которые получали тогда из минеральных и растительных веществ. При необходимости их закрепляли рыбьим клеем. Писали в те времена гусиными перьями, а рисовали кисточками из волоса белок и куниц. Если использовали листовое золото, то на грунт наносили так называемую «подкладку» – смесь мела, рыбьего клея и меда.

Исцеление парализованного. Золотое Евангелие Генриха III.

Исцеление парализованного (1045-1046).
Сцены из Евангелия от Марка относятся к почти 120 иллюстрациям так называемого Золотого кодекса. Генрих III приказал закончить его для передачи салийскому императорскому собору Шпейр в монастыре Эхтернах.

Из-за дороговизны письменных принадлежностей и пергамента в начале Средневековья книги расписывали только в скрипториях – придворных школах при больших монастырях. Там царствовала vita contemplativa, или созерцательная жизнь, требующая бесконечного терпения и вдумчивости, чтобы вручную написать и проиллюстрировать книгу. Мы точно не знаем, являлись ли монахами те художники, которые расписывали книги при дворе Карла Великого (742-814) для императорских монастырей. Как бы то ни было, мастерские по росписи книг возникают по всей Европе, они притягивают к себе художников и писцов из разных областей, городов, стран. Возможно, что в дворцовой школе Карла Великого и встретились римско-византийские, германские и ирландские художники. При дворе Карла Великого наряду с Библией, текстами проповедей, псалмов и Евангелием иллюстрировали и светские книги. Это сборники, в которых наряду с античными образцами давались всевозможные знания в области гомеопатии, а также знания по астрономии и военному делу.

Четверо евангелистов. Книжная иллюстрация.

Четверо евангелистов (Сокровищница кафедрального собора, Аахен).
Эта миниатюра — великолепный образец искусства книжной миниатюры эпохи Каролингов.

История

Во времена правления императора Оттона, то есть в конце X — начале XI века, возникли новые значительные центры книжной иллюстрации. На островах Райхенау, в Кельне, Регенсбурге, Зальцбурге, а также во Франции, Англии и Испании появились богато оформленные книги. Связь между школами осуществлялась через художников, переходивших из монастыря в монастырь. В позднее Средневековье круг тем, используемых в книгах, расширился за счет новой светской литературы. Появились французские рыцарские романы, немецкие эпические поэмы. Для «Божественной комедии» (1307-1321) Данте было создано большое количество миниатюр и захватывающих дух иллюстраций. Следующего пика развития книжная миниатюра достигает в период готики. Тогда миниатюры сочетали изысканный блеск красок, совершенство форм и орнамента, характерные для больших витражей кафедральных соборов, а также для скульптуры. Вероятно, именно поэтому появившиеся нововведения в композиции книжного искусства оказали значительное влияние на станковую живопись и искусство Средневековья в целом.

Анатомия человека, музей Конде.

Анатомия человека, музей Конде.

После того как около 1440 в Майнце Иоганн Гутенберг (около 1397-1468) изобрел книгопечатание, книги начали производиться намного быстрее. С использованием гравюр на дереве и на меди ручной труд иллюстратора стал нерентабельным и в конце Средневековья потерял то значение, какое имел ранее.

Из истории книжной иллюстрации обновлено: Март 9, 2017 автором: Глеб

Похожие записи..

Добавить комментарий