Ранняя нидерландская живопись

10.04.2016


Нидерландская и фламандская живопись.

Портрет четы Арнольфини. Ван Эйк.

Портрет четы Арнольфини

Нидерландская живопись

В коллекции североевропейской живописи явно преобладает искусство южных Нидерландов XV–XVII вв. Эрцгерцог Леопольд-Вильгельм полагал, что обладает несколькими картинами одного из основателей ранней нидерландской живописи на панно — Яна Ван Эйка, который работал в Брюгге и Генте, «изобретателя масляной живописи» (как гласил каталог 1659 г.). На сегодняшний день нет разногласий по поводу того, что человек, изображенный на портрете «Кардинала фон Санта-Кроче» — как он назван в инвентарной описи Леопольда-Вильгельма, — это папский легат, кардинал Николо Альбергати. Хотя все видимые следы, которые жизнь оставила на лице старика, изображены с большой тщательностью, они не затмевают общую форму — новое ощущение действительности не растворяется в деталях.

Триптих «Распятие». Рогир ван дер Вейдер.Триптих «Распятие». Рогир ван дер Вейдер.

Рогир ван дер Вейден был не столько холодным наблюдателем, сколько живописцем драмы религиозных событий. Его триптих «Распятие» является одним из шедевров так называемых «художников города» Брюсселя. В интенсивности экспрессии чувства, а также в несколько орнаментальных движениях драпировки и фигур Рогир проявляет более сильную привязанность к поздней готической традиции, чем ван Эйк. И все же его манера живописи глубоко уходит своими корнями в реальность, а цвета необычайно ярки благодаря технике смешивания смолы, масла и темперы и нанесению их слоями в виде глазури.

Портрет человека в красном тюрбане. Ян Ван Эйк.

Портрет человека в красном тюрбане. Ян Ван Эйк.

Ранняя нидерландская живопись и ее представители имели интересные взаимоотношения с художниками Италии, которая являлась в то время центром нового гуманистического и идеалистического искусства. Кроме нескольких второстепенных деталей, тот факт, что Рогир ван дер Вейден в 1450 г. совершил путешествие в Италию, никоим образом не обозначился ни на его живописи, ни на Италии. С другой стороны, Хуго ван дер Гоес, меланхолический мастер, работавший в Генте, никогда не был в Италии, однако огромный алтарь с «Поклонением пастухов», который он создал в 1475–1476 годы для Томмазо Портинари, главы агентства Медичи в Брюгге, оказал глубокое влияние на творчество итальянских живописцев. Этому способствовали его световой колорит и прежде всего способность воплощать душевные переживания – «аффект», как сказали бы в Италии — и таким образом уговаривать набожного зрителя реконструировать и созерцать событие. Это особенно заметно в его ранних работах, небольшом двухчастном домашнем алтаре с изображением «Грехопадения»; с этим типологически связана репрезентация «Спасения» через жертвенную смерть Христа.

Ранняя нидерландская живопись обновлено: 11 сентября, 2017 автором: Egor Zeganov

Похожие записи..

Добавить комментарий

Adblock
detector