Первая абстракция. Кандинский.

Как оценивать искусство?

06.02.2017


Краткий набор приемов для оценки картин и скульптур. Несколько подходов к анализу произведения.

Оценка искусства

Задача оценки произведений искусства, будь то картины или скульптуры, требует комбинации объективной информации и субъективной оценки. Действительно, анализ таких работ сильно персонализирован, однако целью является не просто выяснение того, нравится ли вам произведение или нет, но еще и понимание причин. Это и требует определенного набора знаний. В конце концов, оценка рисунка современного школьника будет радикально отличаться от рассуждений на тему фресок Микеланджело. Точно так же нельзя использовать одинаковые стандарты для оценки классических шедевров реализма и портретов экспрессионистов. Это связано с тем, что художник-экспрессионист не пытается реализовать ту же степень визуальной схожести, что и его коллега. Проще говоря, перед тем как проанализировать полотно или скульптуру, нужно располагать фактами о контексте работы, а уже потом о самом произведении. Чем больше информации удается почерпнуть из контекста и самого предмета анализа, тем более точной и правильной получится заключение.

Сотворение Адама. Микеланджело.Сотворение Адама. Микеланджело.

Нравится или не нравится

Как уже было сказано, недостаточно говорить «Мне не нравится эта картина, так как она слишком темная». Например, можно оценить символизм и композицию работы, несмотря на то, что освещение не пришлось по душе. Необходимо выяснить причины решения.

Контекст

Существует ряд критериев и механизмов оценки произведений искусства. Одним из самых простых способов анализа является понимание того, что происходило (или могло происходить) в сознании художника в процессе создания работы. На основе этого можно сделать более обоснованный вывод. Вот еще несколько вопросов, на которые стоит ответить:

  • Когда работа была создана? Зная дату создания произведения можно сделать вывод о сложностях, с которыми столкнулся художник. Так, например, пейзажи и портреты, создаваемые до появления фотографии, имели большую ценность и популярность. От времени зависит и выбор цветовой палитры, набор используемых инструментов и ряд других факторов.
  • Это абстрактная работа? Произведение искусства может быть полностью абстрактным (никакого сходства с известными природными формами), органически абстрактным (имеет некоторое сходство с органическими и природными формами), полуабстрактным или репрезентативным (образы и фигуры узнаваемы). Очевидно, что абстрактные произведения превозносят иные ценности и развивают совершенно другие темы, отличные от репрезентативных работ.

    Зеленая клякса. Эльсуорт Келли.

    Зеленая клякса. Эльсуорт Келли.

  • Тип живописи? Картины бывают различных видов и категорий, известных как жанры живописи. Существует некоторая иерархия жанров, составленная в 17-ом веке Академиями искусств. Классификация содержит как здравые идеи, так и весьма спорные моменты.
  • Школа или движение с которой ассоциируется работа? Произведение может быть создано некоторой национальной группой художников (древнеегипетская, испанская, немецкая), локальной группой (школа голландского реализма), эстетическим движением (барокко, классицизм, импрессионизм, фовизм, кубизм, поп-арт), общей тенденцией (реализм, экспрессионизм), жанровой группой, методами окраски, аспектами отражения мира и так далее. При наличии этого знания о принадлежности движениям и школам формируется более глубокое понимание содержания и смысла работы.

    Отблески на воде. Андре Дерен.

    Отблески на воде. Андре Дерен.

  • Где было создано произведение? Зная, где и при каких обстоятельствах создавалась работа, можно дать ей более объективную оценку. Ценность фресок Микеланджело, безусловно, оценивается высоко, а если знать то, что на протяжении четырех лет мастер создавал роспись Сикстинской капеллы без посторонней помощи, под высоким потолком и в сложных условиях, то понимание и оценка его шедевра может стать более высокой. Таким образом, окружение может оказать существенное влияние как на сложность создания произведения, так и на настроение мастера, что скажется на конечном результате.
  • На каком этапе находился художник? Художники, как правило, с течением времени улучшают и совершенствуют свою технику до некоторого пика в середине карьеры, а затем их навык постепенно начинает угасать. В рассвете творческих сил, например, умерли Рафаэль, Томас Гёртин, Караваджо, Амедео Модильяни, Анри де Тулуз-Лотрек, Джексон Поллок, Ян Вермеер и другие. Понимание творческого пути художника может дать огромное количество информации о его живописи.

Само произведение

После оценки контекста произведения можно приступить к анализу самой работы. Формирование мнения о некоторой картине или скульптуре скорее является искусством, чем наукой, вследствие чего дать однозначные ответы касательно ценности творения не всегда представляется возможным.

Какие материалы использованы? Какие краски применялись? Ответы на эти (и аналогичные) вопросы могут сообщить о намерениях и идеях автора. Для быстрого создания картин использовались быстросохнущие акварельные краски и акрил, для технологичных бонусов использовался холст, масляные краски ценились за богатство передаваемого цвета и так далее.

Раннее утро. Уильям Тёрнер.Раннее утро. Уильям Тёрнер.

Каковы содержание и предмет? Что изображено в работе? Каков символизм произведения? Роль различных предметов в общей композиции? Тут стоит отметить и общий характер произведения, ведь удачное расположение деталей помогает художнику акцентировать внимание на некоторых элементах, создавать нужную атмосферу.

Как применяется цвет? Цвет оказывает влияние на наши эмоции и, безусловно, играет огромную роль при оценке произведений искусства. Использование цвета может сказать и об идеях, которых придерживался автор. Импрессионисты и экспрессионисты (в частности, фовисты) придавали большое значение этому элементу живописи, стараясь раскрыть весь его потенциал, в то время как сторонники традиционного и академического искусства придерживались реалистичных цветовых парадигм (зеленая трава, голубое небо, серое море и т.д.). Художники используют различные цвета, чтобы стимулировать эмоции, привлечь внимание зрителя, придать большей реалистичности изображению, дополнительно подчеркнуть характер фигур или сцен, усилить глубину абстрактных работ и в некоторых других, аналогичных, целях.

Красные виноградники в Арле. Винсент Ван ГогКрасные виноградники в Арле. Ван Гог

Красота

Эстетика является субъективной и личной субстанцией. Мы видим вещи по-разному, понимаем «искусство» и «красоту» в уникальных формах. Кроме того, так как картины и скульптуры в первую очередь объекты визуального искусства, если нас спросят о красоте тех или иных произведений, мы, вероятно, дадим мгновенный ответ. Тем не менее, если затем попросить оценить красоту (или ее отсутствие), смысл работы и обосновать свой анализ, могут возникнуть некоторые трудности. Обычно эстетические критерии связаны с гармоничностью и балансом произведения, его пропорциями, симметрией и аналогичными факторами.

Присяга Горации. Жак-Луи Давид.Присяга Горации. Жак-Луи Давид.

Абстрактное искусство

В случае, когда абстрактные произведения имеют общую тему и идеи (кубизм — прекрасный пример) или когда они включают в себя узнаваемые формы и доступный символизм, произвести оценку можно по аналогии другим картинам, но когда уровень абстракции достигает геометрических стандартов, возникает ряд трудностей. Целиком абстрактные работы освобождают зрителя от любых оптических ассоциаций с реальной жизнью. Таким образом он может сосредоточится исключительно на живописных аспектах произведения (линии, форма, цвет, текстура, тип мазка и т.д.). Стоит задать себе следующие вопросы, которые, возможно, помогут составить более целостное мнение об абстрактных картинах и скульптурах:

  • Как художник направляет взгляд зрителя, на чем акцентирует его внимание?
  • Как использованы цвета и какую роль они играют в композиции?
  • Какие формы содержит работа? На что они похожи? К чему они могут отсылать? Абстрактные картины должны быть расшифрованы. Возможно, к ним стоит относиться, как к головоломкам.
Натюрморт с плетеным стулом. Пабло Пикассо

Натюрморт с плетеным стулом. Пабло Пикассо

Заключение

После изучения контекста произведения и самой работы можно задать ряд заключительных вопросов:

  • Что произведение пытается сказать? Это общий вопрос, который включает в себя все, что мы обнаружили и решили в процессе изучения работы.
  • Каким образом картина или скульптура влияет на вас? Ответ должен основываться на личной реакции.
  • Хотели бы вы видеть это произведение в вашем доме? Подобный вопрос позволяет рассмотреть работу под другими углами.
  • Вам хочется увидеть больше композиций со схожим содержанием, атмосферой, сюжетом и т.д.?

 

 

Как оценивать искусство? обновлено: Сентябрь 16, 2017 автором: Глеб

Похожие записи..

Добавить комментарий