Французская живопись 18 века

17.03.2017


История и характеристика изобразительного искусства Франции в 18-м веке.

Праздник любви. Ватто.Праздник любви. Ватто.

Историческая справка

Конец XVIII века отмечен сильнейшими потрясениями. Французская революция 1789 года была завершением целой эпохи. А начиналось все весьма безобидно. Людовик XIV правил до 1715 года. Он взошел на французский трон еще ребенком в 1643 году, и к началу XVIII века его лучшие годы в качестве главы государства были уже далеко позади. Его правнуку, ставшему его приемником под именем Людовика XV, в 1715 году было всего пять лет. Регентом несовершеннолетнего государя до 1722 года становится герцог Орлеанский. Эпоха регентства, так называемая эпоха «Regence», стала временем «оттепели», а, может быть, именно тогда XVIII век начался по-настоящему.

В XVII веке успехи абсолютистской власти не подлежали сомнению, и пока продолжались военные победы и сохранялся экономический подъем, теорию о божественности и всесилии короля нетрудно было поддерживать. Экономические и военные неудачи, постигшие правительство Людовика XIV в последние годы его нахождения у власти, пошатнули верх в традиционные формы государственной власти, общественных структур и образа жизни вообще, который демонстрировал королевский двор Версаля. Критика существующей формы общественной жизни нашла свое выражение, в том числе, и в перемене художественного вкуса: стиль «Louis XIV» сменился стилем «Regence».

Автопортрет Антуана Пена

Автопортрет Антуана Пена (1728 год).

Культурное влияние

Несмотря на ощутимое ослабление политической мощи Франции, ее влияние на культуру возрастало. В XVIII веке французские язык, мода и искусство задавало тон во всех европейских столицах. Кто из мелких немецких князей не мог содержать придворного живописца из Франции, тот покупал картины французских художников или, по крайней мере, стремился делать все на французский манер. В художесвенно-историческом плане столицей Европы в первой половине века был Париж. И только эпоха классицизма, наступившая в середине XVIII века, снова вернула пальму первенства Риму.

Недотрога. Луи де Сильвестр.

Недотрога (1735 год). Луи де Сильвестр.

В первые 25 лет нового века вдали от королевского двора, в узком сообществе парижских живописцев и коллекционеров постепенно формируется иной образ мышления, новый вкус, вкус XVIII века. Версаль, бывший с 1682 года резиденцией французского короля, символизирующий в истории искусств монументальный декоративный стиль, наиболее ярким представителем которого был первый придворный художник Шарль Ле Брун, получил эстетического конкурента – Париж. Начиная с 1715 года в Париже вдруг снова закипает культурная жизнь, начинается движение освобождения, освобождения от париков с локонами и консервативности обычаев, почва, от которой подпитывалась галантно-торжественная живопись XVIII века.

В 1715 году королевский двор прекращает так строго и серьезно контролировать и поддерживать искусства, как раньше. Этим стали заниматься отдельные частные меценаты. Стала приобретать значение торговля предметами искусства: Пьер Кроза поддерживал Ватто, а одна из самых известных работ художника стала эмблемой антиквара Герсана. Обратясь к портретам, мы увидим благородство и величие этой эпохи, рассматривая произведения Ватто, его подражателей последователей, познакомимся с ее изысканной аристократичностью.

Курпринц Саксонский. Пьер Сюблейра.

Курпринц Фридрих Кристиан Саксонский (1739 год). Пьер Сюблейра.

Ватто

Ватто, самый незаурядный представитель нового стиля в изобразительном искусстве, мастер изображения галантных праздников, отстаивал не интересы гражданского Просвещения, а воплощал в своих произведениях образ жизни дворянства, ориентированный не на активное созидание, а на получение удовольствия. «Мир, выражением которого было творчество Ватто, находился на грани своего существования» (польский историк искусств Ян Бьялостокий).

Любовная песня. Ватто.Любовная песня. Ватто.

Насколько важными были для XVIII века работы Ватто и его последователей, и какое влияние галантно-пасторальные композиции оказали на декоративную живопись, демонстрирует цитата из «Наблюдений за живописью» Кристиана Людвига фон Хагедорна (1762): «Пейзажи надоели! Слышу я со всех сторон. Но вы только всмотритесь в обворожительные миры Ватто или компании Ланкре! Все наши украшения на стенах кричат в голос: это — то, что нам нужно сегодня, это – печать нашего века». Но восторгаясь произведениями Ватто, нельзя закрывать глаза на тот факт, что по мнению многих его современников не галантные приключения, воспетые в картинах Ватто, а только классическая историческая живопись, ориентированная и отточенная на произведениях античности, творчестве великих мастеров Италии и Франции XVII века, имела право называться истинным искусством.

Французская живопись 18 века обновлено: Март 17, 2017 автором: Глеб

Похожие записи..

Добавить комментарий