История появления и функции картинной рамы.
Картинная рама
Нарисованы и выложены из камня рамы настенных фресок и напольных мозаик в Помпее: история картинной рамы восходит к античным временам. В средневековой церковной живописи до XV века рам как таковых не было. Рамка «получалась» из-за того, что изображение немного «топили» внутрь. Чтобы защитить картину при транспортировке, не допустить её деформации, по краям прибивались обычные деревянные планки. Формы рамочных планок становились все разнообразнее, пока в конце Средневековья – одновременно с возникновением станковой живописи — не появилось новое направление: независимое производство рам для картин по индивидуальным заказам.
Функции
С самого начала картинная рама выполняла различные функции. Она должна не только защищать картину, но и отгородить нарисованный мир от настоящего. Это особенно важно, если картины висят очень близко одна к другой в галерее. Рама помогает зрителю сконцентрировать взгляд на конкретном полотне, углубиться в его созерцание.
Раньше рамы для картин художники делали сами или по их заказам они изготовлялись мастерами. Нередко рама может многое рассказать об истории конкретной картины, поскольку она, как украшение, соответствовала вкусу времени или рангу и статусу конкретного владельца картины. В XVII веке, например, голландские художники предпочитали относительно простые профильные рамы из различных пород дерева, а в Италии, Фландрии и Франции в то же самое время предпочитали большие рамы с богатым рельефным украшением: фруктами, ракушками, различными изгибами; рамы преимущественно покрывали золотом.
Развитие и декорация
С конца XVII века на рамах изображаются гербы, трофеи и ставятся инициалы. Наиболее популярная рама того времени выполнялась в стиле французского «Louis quartorze», с дорогим орнаментом по углам. «Тондо» — это особая форма рамы, известная в эпоху итальянского Ренессанса. Овальные рамы появляются в XVII веке и становятся популярными в эпоху рококо. Во времена классицизма при относительном богатстве выбора придерживались строгих рам, подражающих античным формам. С 1760 года рамы украшали лавровыми венками, жемчугом, розетками. Романтики, как Каспар Давид Фридрих и Филипп Отто Рунге, с самого начала проектировали раму как составную часть картины и разрабатывали ее каждый раз специально, учитывая жанр произведения, творческую манеру письма художника.
Во второй половине XIX века возвращаются к традиционным формам, и лишь стиль модерн предложил свой новый стиль. Его суть заключалась в том, чтобы рама эстетически гармонировала с картиной. Подлинные рамы старых произведений в большинстве своем утрачены. Их либо заменили, если они не соответствовали вкусам очередного владельца, либо в коллекциях у всех картин должны быть одинаковые рамы. Такое происходило, например, с картинами в Палаццо Питти во Флоренции и в Дрезденской картинной галерее, где, независимо от изображения и времени написания, картины окантованы преимущественно рамами, выполненными в стиле барокко.
Будущее рам
На текущий момент унифицированная картинная рама (не зависящая от содержимого картины) является единственным критерием подбора рам, который теперь больше не подвергается сомнению ни в одном музее.