Творчество и идеи знаменитого творца эпохи Возрождения.
Введение
Значение Леона Баттиста Альберти (1404–1472) — гуманиста, поэта, теоретика искусства и архитектора для мировой культуры невозможно переоценить. Интересы и познания этого «универсального» ученого были разносторонними и глубокими. Он был знаком с крупнейшими гуманистами и деятелями искусства своей эпохи, был приближен к королевским и духовным лицам высокого сана, включая папу. В 1443 кардинал Просперо Колонна поручил ему поднять со дна моря затонувший корабль. Несмотря на неудачу, Леон Альберти сумел разработать новый способ определения глубины. Эрудиция и талант Альберти позволяют поставить его в один ряд с такими выдающимися личностями, как Леонардо да Винчи (1452–1519) и Микеланджело (1475–1564). Родившись намного позже Альберти, они имели возможность использовать его новаторские замыслы.
Труды мастера
Трактаты Альберти «О живописи», «О скульптуре», написанные в 1434–1435 на латыни и позднее вышедшие в итальянском переводе, представляют собой первую научно обоснованную теорию искусства эпохи Возрождения. В первом трактате (О живописи) Альберти излагает принципы построения перспективы, не утратившие своей актуальности и по сей день. Он наглядно излагает их на примере пирамиды. При создании своей теории он опирался на положения геометрии и оптики, в которых прекрасно разбирался. Живопись охарактеризована Альберти как «проекция линий и цвета на поверхность». Он считал, что художник должен обладать познаниями в поэзии и риторике, а также определенным общим образованием, чтобы адекватно отображать различные жизненные темы в своем творчестве. Такое методическое требование было новаторским шагом. Сочинения предшественников, например трактат Ченнино Ченнини, написанный в 1390, являлись скорее практическими наставлениями для художников. Развивая античные идеи «свободных искусств» («Artes liberalis»), Альберти переводит искусство из разряда чистого ремесла в область науки. Это отражало новое гуманистическое понимание искусства и отвечало миропониманию самого Альберти — идеального олицетворения гармоничного человека Ренессанса.
Леон Баттиста Альберти был незаконнорожденным, но признанным ребенком одного из богатейших и высокопоставленных вельмож Флоренции. Он получил всестороннее образование. В возрасте 24 лет Альберти получил степень доктора в области права в университете города Болоньи — одном из крупнейших научных центров того времени. В 20 лет он написал комедию «Филодокс», затем увлекся естественными науками и математикой. Альберти пробовал себя в роли художника и скульптора, но в итоге остался теоретиком. Даже вплотную занявшись архитектурой, он ограничивался лишь работой над чертежами и изготовлением моделей, оставляя право воплощать свои замыслы другим.
Наряду с размышлениями о живописи и подробным объяснением сути перспективы, Альберти описывает в трактате критерии художественной оценки картин. Основной акцент он делает на контурах, построении композиции и оттенках. Только гармоничное сочетание всех факторов ведет к совершенству произведения. Для достижения подобных результатов он советует художникам изучать природу Изображая человеческие фигуры, художнику необходимо помнить о пропорциях и соразмерности отдельных частей тела, которые должны соответствовать по величине, характеру и цвету; ибо «если на картине голова будет слишком большой, грудь слишком маленькой, рука чересчур широкой, нога слишком пухлой, а корпус чересчур одутловатым, то общее впечатление будет однозначно ужасным». Альберти с похвалой отзывался о своих современниках Донателло, Гиберти, Луке делла Роббиа и Мазаччо, которые, несмотря на упадок Ренессанса, продолжали создавать шедевры.
Около 1450 года Альберти написал трактат «О зодчестве», в котором развивает тему гармонии пропорций. Принцип гармонии и красоты основан на стройной соразмерности отдельных частей внутри единого целого. Это достигается математически, посредством согласования и вычислений, как того требует симметрия — по мнению Альберти, совершеннейший и главнейший закон природы. Каждая отдельная часть должна повторять гармонию целого как самостоятельный, самодостаточный элемент.