Леон Баттист Альберти

17.02.2017


Творчество и идеи знаменитого творца эпохи Возрождения.

Введение

Значение Леона Баттиста Альберти (1404–1472) — гуманиста, поэта, теоретика искусства и архитектора для мировой культуры невозможно переоценить. Интересы и познания этого «универсального» ученого были разносторонними и глубокими. Он был знаком с крупнейшими гуманистами и деятелями искусства своей эпохи, был приближен к королевским и духовным лицам высокого сана, включая папу. В 1443 кардинал Просперо Колонна поручил ему поднять со дна моря затонувший корабль. Несмотря на неудачу, Леон Альберти сумел разработать новый способ определения глубины. Эрудиция и талант Альберти позволяют поставить его в один ряд с такими выдающимися личностями, как Леонардо да Винчи (1452–1519) и Микеланджело (1475–1564). Родившись намного позже Альберти, они имели возможность использовать его новаторские замыслы.

Труды мастера

Трактаты Альберти «О живописи», «О скульптуре», написанные в 1434–1435 на латыни и позднее вышедшие в итальянском переводе, представляют собой первую научно обоснованную теорию искусства эпохи Возрождения. В первом трактате (О живописи) Альберти излагает принципы построения перспективы, не утратившие своей актуальности и по сей день. Он наглядно излагает их на примере пирамиды. При создании своей теории он опирался на положения геометрии и оптики, в которых прекрасно разбирался. Живопись охарактеризована Альберти как «проекция линий и цвета на поверхность». Он считал, что художник должен обладать познаниями в поэзии и риторике, а также определенным общим образованием, чтобы адекватно отображать различные жизненные темы в своем творчестве. Такое методическое требование было новаторским шагом. Сочинения предшественников, например трактат Ченнино Ченнини, написанный в 1390, являлись скорее практическими наставлениями для художников. Развивая античные идеи «свободных искусств» («Artes liberalis»), Альберти переводит искусство из разряда чистого ремесла в область науки. Это отражало новое гуманистическое понимание искусства и отвечало миропониманию самого Альберти — идеального олицетворения гармоничного человека Ренессанса.

Санта Мария Новелла, фасад.

Санта Мария Новелла, фасад.
Геометрическое решение фасада церкви Санта Мария Новелла считается типичным примером воплощения архитектурной теории Альберти.

Леон Баттиста Альберти был незаконнорожденным, но признанным ребенком одного из богатейших и высокопоставленных вельмож Флоренции. Он получил всестороннее образование. В возрасте 24 лет Альберти получил степень доктора в области права в университете города Болоньи — одном из крупнейших научных центров того времени. В 20 лет он написал комедию «Филодокс», затем увлекся естественными науками и математикой. Альберти пробовал себя в роли художника и скульптора, но в итоге остался теоретиком. Даже вплотную занявшись архитектурой, он ограничивался лишь работой над чертежами и изготовлением моделей, оставляя право воплощать свои замыслы другим.

Наряду с размышлениями о живописи и подробным объяснением сути перспективы, Альберти описывает в трактате критерии художественной оценки картин. Основной акцент он делает на контурах, построении композиции и оттенках. Только гармоничное сочетание всех факторов ведет к совершенству произведения. Для достижения подобных результатов он советует художникам изучать природу Изображая человеческие фигуры, художнику необходимо помнить о пропорциях и соразмерности отдельных частей тела, которые должны соответствовать по величине, характеру и цвету; ибо «если на картине голова будет слишком большой, грудь слишком маленькой, рука чересчур широкой, нога слишком пухлой, а корпус чересчур одутловатым, то общее впечатление будет однозначно ужасным». Альберти с похвалой отзывался о своих современниках Донателло, Гиберти, Луке делла Роббиа и Мазаччо, которые, несмотря на упадок Ренессанса, продолжали создавать шедевры.

Статуя Альберти во дворе Уффици

Статуя Альберти во дворе Уффици

Около 1450 года Альберти написал трактат «О зодчестве», в котором развивает тему гармонии пропорций. Принцип гармонии и красоты основан на стройной соразмерности отдельных частей внутри единого целого. Это достигается математически, посредством согласования и вычислений, как того требует симметрия — по мнению Альберти, совершеннейший и главнейший закон природы. Каждая отдельная часть должна повторять гармонию целого как самостоятельный, самодостаточный элемент.

 

Леон Баттист Альберти обновлено: Сентябрь 16, 2017 автором: Глеб

Похожие записи..

Добавить комментарий