Алонсо Кано. Распятие. Фрагмент.

Тенебризм

10.02.2017


Описание стиля и примеры работ с использованием тенебризма.

Урок анатомии доктора Тульпа. Рембрандт.Урок анатомии доктора Тульпа. Рембрандт.

Тенебризм в живописи

В изобразительном искусстве термин «тенебризм» (от итальянского «tenebroso», означающего «темный») относится к стилю живописи, для которого характерно использование глубоких теней и отчетливых контрастов между светлыми и темными областями работы. По сути дела, это композиционный метод (часто путают со светотенью), в котором на полностью черном фоне автор оставляет несколько сильно освещенных, зачастую — одним источником света, участков и объектов. Работы в данном стиле иногда называют «ночными картинами», окрашенными в «темной манере». Тенебризм часто использовался в работах эпохи маньеризма и барокко.

Юдифь обезглавливающая Олоферна. Джентилески.Юдифь обезглавливающая Олоферна. Джентилески.

Разница со светотенью

На первый взгляд, метод тенебризм имеет близкое сходство с приемом светотени. Оба подхода предполагают использование контрастного освещения, светлых и темных участков. Тем не менее, существует четкое различие. Тенебризм используется исключительно для создания драматического эффекта, известного под названием «драматическое освещение». При его использовании художник может высветлить лицо, фигуру или любой другой объект, в то время как контрастные темные участки картины остаются полностью черными. Светотень же предполагает использование меньшего количества теней для придания предметам объема. Например, в своей картине «Самсон и Далила» фламандский художник Рубенс использует светотень, чтобы подчеркнуть мускулатуру главного героя и выделить сладострастное тело Далилы. Безусловно, нередко данные техники совмещаются в одном произведении, но цели их использования — разные.

Ночной дозор. Рембрандт.Ночной дозор. Рембрандт.

Эксперимент с птицей в воздушном насосе. Джозефа Райт.Эксперимент с птицей в воздушном насосе. Джозефа Райт.

Примеры

Метод, появившийся во время католической контрреформации, изначально использовался для поддержки ортодоксальности церкви. Тенебризм стал характерной чертой испанского барокко, будучи использованным в произведениях Рибальта, Франсиско де Сурбарана и Рибера. Позже прием стал использоваться итальянскими и немецкими художниками, например Джентилески и Эльсхаймером, чьи работы совмещали тенебризм и светотень. Новых высот стиль достигает в руках Геррита ван Хонтхорста и Рембрандта (голландская школа барокко), Гвидо Рени и Гверчино (итальянское барокко). Авторами образцовых картин с применением тенебризма считаются Жорж де Латур, братья Ленен и Джозеф Райт из Дерби.

Алонсо Кано. Распятие.

Алонсо Кано. Распятие.

Положение во гроб. Караваджо.

Положение во гроб. Караваджо.

Христос на кресте. Диего Веласкес.

Христос на кресте. Веласкес.

Тенебризм обновлено: Сентябрь 16, 2017 автором: Глеб

Похожие записи..

Добавить комментарий