Голландская живопись в 17 веке.
Голландская живопись
Спрос на картины
Путешественники XVII века в своих записях о Нидерландах отмечали большое количество картин в домах обыкновенных горожан. Казалось, что их покупали и продавали везде — на рынках, постоялых дворах, ярмарках, даже разыгрывали в лотереях. Один француз скептически заметил, что нидерландцы проявляют «чрезмерный интерес к живописи». Судя по описям имущества, дома богатых горожан были увешаны десятками, а иногда даже сотнями картин. Из этого следует, что картин тогда было в избытке. В 1635 году в Харлеме на каждые 500 жителей приходился один художник. Такая ситуация возникла в результате социальных, экономических и религиозных изменений, происходивших в последней четверти XVI века. Реформация полностью изменила культурный климат страны; католическая церковь потеряла свои позиции, и художники были вынуждены искать новых покровителей. И они нашли их в лице состоятельных бюргеров, купцов и регентов, которые заказывали портреты и наполняли свои дома картинами. Такая клиентура быстро разрасталась и вскоре начала проявлять интерес к новым жанрам, таким как пейзажи, натюрморты, церковные интерьеры, батальные и морские сцены.
Триптих «Распятие». Рогир ван дер Вейдер.
Развитие живописи
Экономическое процветание и энтузиазм публики создали благоприятный климат для развития искусства, что привело не только к увеличению общего количества картин (даже по самым скромным подсчетам нидерландские художники XVII века создали миллионы полотен), но и к повышению их общего качества. Отчасти это объяснялось тем, что успешные мастера стали набирать учеников за плату. Известно, что у Рембрандта было по меньшей мере 50 учеников, которых он обучал технике живописи, основав собственную школу.