Падение ангелов, Брейгель

Начало масляной живописи

31.05.2016


История возникновения и использования техники масляной живописи.

Падение ангелов. Брейгель.Падение ангелов. Брейгель.

Масляная живопись

Происхождение

Портрет человека в красном тюрбане. Ян Ван Эйк.Масляная живопись была, по преданию, изобретена Яном ван Эйком (1390–1441). Так по крайней мере утверждал в своих «Жизнеописаниях великих художников, скульпторов и архитекторов», вышедших в свет в 1550 году, Джорджо Вазари (1511–1574). Кроме того, Вазари сообщает о том, что нидерландский художник заперся в своей мастерской и в течение многих лет проводил эксперименты, используя алхимию. На самом деле эта техника появилась намного раньше. Еще в античные времена на корабли, флаги и щиты наносили надписи и изображения, краска которых была стойкой к погодным условиям. По сегодняшним сведениям, Ян ван Эйк в первой половине XV века расширил сферу использования масляных красок и довел этот процесс до совершенства.

Описание техники

Для масляной живописи в качестве связующего для пигментов стали использовать масла из льна, мака и грецкого ореха. Чтобы добиться великолепной блестящей поверхности картины, как, например, у старых голландских художников, необходимо нанести на полотна тонкими слоями специальный лак. Кроме того, эта техника позволяет достичь тонких плавных переходов одного тона к другому. В темперной живописи, напротив, связующим элементом служили яичный желток, белок и гуммиарабик.

Портрет четы Арнольфини. Ван Эйк.

Портрет четы Арнольфини

Краски на полотне высыхали быстрее, но поверхность, если сравнить её с поверхностью картины, написанной маслом и имеющей специальное покрытие, была матовой. Уже давно с помощью научных методов исследования было доказано, что с самого начала XV века художники в своей работе использовали новую смешанную технику, применяя оба типа связующих элементов. В разных мастерских были приняты различные способы растирания пигментов. Техника масляной живописи не регламентировалась строгими правилами, она варьировалась в различных мастерских и кругах художников.

Создание краски

Краски в мастерских получали при растирании пигментов со связующим. Эту работу выполняли преимущественно подмастерья. Часто на автопортретах художников мы видим, что на заднем плане изображен подмастерье, занимающийся приготовлением красок: например, картина «Мастерская» Адриана ван Остаде (1610–1685), которая сейчас находится в Дрезденской картинной галерее, или гравюра по дереву Ганса Бургкмайра (1473–1531), на которой изображено посещение императором Максимилианом мастерской художника. Этой гравюрой Бургкмайр подчеркивает свое высокое положение придворного живописца. Но факт личного посещения императором мастерской художника документально не подтвержден. Бургкмайр изобразил себя в дорогой одежде; то, что он одет по последней моде, подчеркивается кинжалом на бедре. Подмастерье же по сравнению со своим учителем одет очень просто.

Мастерская. Адриан ван Остаде.

Мастерская

Индивидуальное производство красящих веществ принимает массовый характер с XV века. Художники покупали доски, принадлежности для живописи, как правило, у торговцев красками и изготовителей досок. Но краски стоили не дешево, а некоторые — особенно дорого. Очень ценными, наряду с золотом и серебром, считались чисто синие краски, добываемые из ляпис-лазури. Неудивительно, что Альбрехт Дюрер (1471–1528) во время поездки по Нидерландам записал в своем дневнике, что поменял одну свою картину стоимостью в 12 дукатов на унцию хорошего ультрамарина. Между заказчиком и художником особо оговаривалось необходимое количество чисто синего пигмента, которое потребуется. Использовать второсортный синий шафран вместо высококачественного пигмента, так же, как и сусального золота, было, согласно правилам цеха художников, запрещено под угрозой штрафа.

Положение во гроб. Караваджо.

Положение во гроб

Заключение

К сожалению, картины, написанные маслом, по истечении определенного времени подвержены старению: поверхность тускнеет, на ней образуются тончайшие трещины. Тем не менее со времен Ренессанса масляная живопись постепенно получала все большее распространение в искусстве Европы. Её особая притягательность заключается в том, что художники разными способами смешивали краски и связующие элементы и экспериментировали с ними, поэтому цветовая палитра картин выглядит в каждом случае неповторимо. Ситуация изменяется только в конце XIX века, когда начинается промышленное изготовление краски. Краски в тюбиках позволяли художникам работать по новому, а именно – писать не только в студии, но и на природе.

Начало масляной живописи обновлено: 11 сентября, 2017 автором: Egor Zeganov

Похожие записи..

Добавить комментарий

Adblock
detector