Энкаустика в живописи

11.05.2017


Описание техники, история и примеры работ, выполненных энкаустическими красками.

Портрет мальчика по имени Евтихий. Фаюмские портреты.

Портрет мальчика. Фаюмские портреты.

Что такое энкаустика?

В изобразительном искусстве термин «энкаустика» (от греческого слова «сгоревший») называет технику, при которой в качестве связующего элемента цветовых пигментов выступает воск. После нанесения на поверхность (в качестве которой обычно выступали деревянные панели или стены) горячего слоя красок произведение повторно нагревалось, что способствовало устранению всех видимых штрихов кисти и шероховатостей. Энкаустика впервые была применена греческими мастерами, наносившими восковую краску с помощью кистей и шпателей, а в качестве инструмента для нагрева применялись обычные факелы. В настоящее время в качестве нагревательного элемента применяются специальные лампы, тепловые пушки и другие приборы, которые предоставляют художнику больше времени для работы с материалами. Таким образом, рецепт энкаустики заключается в смешивании воска (например, пчелиного) или различных смол с соответствующими пигментами с дальнейшим нагреванием произведения для придания специфичного эффекта поверхности.

Технология достаточно универсальна и располагает рядом текстурных и цветовых преимуществ, делающих ее отличным выбором во многих ситуациях. Созданные восковые работы можно отполировать до зеркального блеска, а также объединить некоторые элементы в коллажи, дополнить ими другие композиции.

Св. Сергий и Вакх (6-7 век)Святой Сергий и Вакх (6–7 век)

Процесс затвердевания происходит достаточно быстро, но получившуюся работу всегда можно отредактировать, повторно подвергнув ее разогреву. Картины и фрески, созданные с помощью этой техники, не желтеют и не трескаются с течением времени, кроме того, они не нуждаются в дополнительной защите (например, стекле), а также не выделяют токсичных паров. Единственная трудность, связанная с использованием энкаустических красок, — потребность в том, чтобы они на момент работы находились в расплавленном состоянии. Хотя, современные инструменты сделали довольно простым решение этой проблемы.

Христос Пантократор из Синайского монастыря

Христос Пантократор из Синайского монастыря

Происхождение и история

Энкаустика возникла в античной эпохе. По словам римского историка Плиния, чьи труды датируются первым веком нашей эры, технология была изобретена греческими мастерами в период с 480 до 323 года до н.э. Энкаустические краски приобретают популярность в египетском, римском и византийском искусстве. Плиний также упоминает использование этих красок при декорации терракотовых и мраморных скульптур.

Фаюмские портреты

Энкаустическая краска широко использовалась при создании картин в классической и поздней эллинистической греческой живописи. К сожалению, из-за специфики деревянных панелей никаких греческих и римских панно того времени не сохранились. Одним из самых ранних примеров использования техники, дошедших до наших дней, являются Фаюмские портреты, датированные I–III веками н.э. и созданные греческими художниками в Египте. После завоеваний Александра Великого (356–323 годы до н.э.) большое количество греков осело в Египте. Зажиточные семьи, населявшие города к западу от Нила (Каир, Хавара, Антинополь, Ахмим и т.д.), заказывали портреты умерших близких, именно они были найдены в ходе археологических раскопок и стали одним из самых известных примеров использования энкаустики.

Портрет мальчика. Фаюмские портреты.

Портрет мальчика. Фаюмские портреты.

Византийское искусство

В рамках религиозного искусства Византии создавались иконы и картины с применением восковых красок, преимущественно, на деревянных панелях. Одна из самых больших коллекций таких работ находится в монастыре Святой Екатерины на Синае, основанном в шестом веке императором Юстинианом.

Икона апостола Петра. Монастырь Святой Екатерины.

Икона апостола Петра. Монастырь Святой Екатерины.

Средние века

В средние века в Западной Европе (около 400–800 годов) энкаустическая краска была заменена темперой, процесс работы с которой был дешевле и проще. Однако техника широко применялась в восточной Европе, в частности, ы Константинополе.

В наше время

Европейские художники, такие как Винсент Ван Гог и Юлиус Шнорр фон Карольсфельда, добавляли в масляные краски воск, что помогало облегчить разделение прозрачных областей цвета. В двадцатом веке техника использовалась в работах мексиканца Диего Ривера, а также американца Джаспера Джонса.

Энкаустика в живописи обновлено: 16 сентября, 2017 автором: Egor Zeganov

Похожие записи..

Добавить комментарий

Adblock
detector