Придворная портретная живопись

15.04.2016


История портретной живописи. Знаковые живописцы стиля.

Максимилиан I. "Последний рыцарь".

Максимилиан I. «Последний рыцарь».

Портретная живопись

Разнообразие аспектов и целей придворной портретной живописи неизбежно приводит к тому, что высшие художественные требования соблюдаются не всегда. Препятствием на пути к свободе мастерства живописца является прежде всего двойственная природа задачи: «Копировать то, что видишь, наблюдать за характером и психологическими импульсами с одной стороны, и с другой стороны — документировать главнейшие принципы правильного поведения в исторической игре сил… и прежде всего правильной демонстрации богатства» (Хайнц). Художнику необходимо было искать точку равновесия между традиционными формулами портрета, выражающими абстрактные принципы, и проницательной трактовкой характера каждого человека. Максимилиан I. "Последний рыцарь". Фрагмент.Художественная ценность портрета и его формальная (официальная) функция инструмента пропаганды часто не зависят друг от друга. Придворная портретная живопись не развивалась вплоть до правления императора Максимилиана I и впоследствии управлялась его идеологией. Знаменитый портрет Максимилиана I, «последнего рыцаря», кисти Дюрера оставил в памяти следующих поколений неизгладимый образ этого правителя. Портрет английской королевы Джейн Сеймур, написанный Гольбейном в 1536 г., дает представление о широте возможных подходов к придворной портретной живописи высшего художественного уровня. В работах Бернарда Штригеля, который был придворным живописцем Максимилиана, родом из Швабии, и Кранаха и его учеников упор делается на сверхиндивидуальном. При этом всегда существует скрытая угроза, в некоторой степени, лишения портрета выразительности.

Портрет в полный рост

"Портрет Карла V с его маститом Ильмом". Якоба Сайсенеггера.

Портрет Карла V с его мастиффом Ульмом

«Немецкая» живопись сыграла решающую роль в определении портрета в полный рост, типа, в котором художник мог передать величие и царственную добродетель, не прибегая к каким-либо внешним символам или эмблемам. «Портрет Карла V с его мастиффом Ульмом» кисти Якоба Сайсенеггера, написанный в Болонье в 1532 г., послужил прямым образцом для «копии» Тициана (галерея Прадо, Мадрид) и типологической отправной точкой для многих других живописцев. Другим важным придворным живописцем был Антонис Мор, работавший преимущественно при дворе испанских Габсбургов в Брюсселе и Мадриде и считающийся «одним из создателей идеальной политической фигуры» (Хайнц). В его работах пристальное наблюдение за вещественной реальностью, свойственное нидерландским живописцам, за физиогномическими подробностями, сочетается с такой организацией художественных элементов, которая выразительно сообщает зрителю о жесткости, нелюдимости, о том, что выводит за пределы портрета.

Придворная портретная живопись обновлено: Март 6, 2017 автором: Глеб

Похожие записи..

Добавить комментарий