Известные художники стиля и их пастели.
Пастели
Пастели, созвучные картинам рисунки, написанные специальными сухими пастельными карандашами, вошли в моду в XVIII веке, особенной популярностью пользовались пастели-портреты. Обращение к пастели было не только делом художественной техники, пастели в большей степени соответствовали требованиям, которые стали предъявляться в то время к портрету. Помимо пышных, подчеркивающих высокое общественное положение своих героев портретов, часто в полный рост изображающих их в богато обставленных комнатах в окружении величественных колонн и бархатной драпировки или на фоне парковых сооружений, в XVIII веке появляется новый тип портрета, отличающийся простотой и отсутствием посторонних деталей, изображающий портретируемых по пояс или по грудь и сосредоточенный прежде всего на описании их внешности и характера. Для таких мелких по формату, более личных по воздействию, сочными по колориту портретов техника пастели подходила как нельзя лучше.
Розальба Каррьера
Непревзойденным новатором пастели была Розальба Каррьера, искусству которой была подвластна вся палитра возможностей этого жанра. Её произведения, полные грации рококо, братья Конкор характеризовали так: «Сходство легкое как дуновение ветра в цветущей изысканности краски». Но признанной венецианской художнице удавалось передать не только портретное сходство, но и глубоко проникнуть во внутренний мир своих героев, как, например, в ее собственном автопортрете. Ее портреты часто принимают более объемный характер, перестают быть просто портретами превращаясь в изображения времен года, элементов, частей света, составляя декоративный ансамбль. Прием, нередко применявшийся тогда в других жанрах живописи.
Ни одному из других выдающихся мастеров пастели XVIII века не удалось избежать встречи и влияния творчества Розальбы Каррьеры. Даже если они потом нашли собственный путь, как например случилось с Латуром, Лиотаром или Менгсом. В её произведениях присутствует такая легкость, какую любят приписывать XVIII веку: элегантная, галантная и слегка фривольная, свободная от официальной строгости придворных церемоний, цвет нежный до ранимости.
Тот, кто хочет узнать аристократическое общество эпохи рококо с его миловидной стороны, должен обратиться к портретам Розальбы Каррьеры, которые высоко ценились и в Дрездене. В реестре XVIII века содержалось 157 наименований пастелей Каррьеры, «портретов и других работ религиозного и светского характера, украшавших вместе с пастелями других авторов отдельный кабинет».
Морис де Латур
Латур стал заниматься пастельной живописью позже, чем Розальба Каррьера. В 1737 году он впервые принимает участие в выставке в «Салоне», за ней следует целый ряд выдающихся пастелей, мастерски обрисовывающих характер своих героев и совершенных в техническом исполнении. Написанный в 1747 году портрет саксонской принцессы Марии Йозефы смоделирован свободными линиями, создает, несмотря на это, впечатление единой, законченной композиции, скрывающей в глубине душевное напряжение. «Этот выдающийся художник сумел возвести свое искусство на такой уровень, что одно только достижение портретного сходства для него уже было недостаточным. Он стремился вдохнуть в свои пастели душу, и ему это удалось, как не удавалось еще до него никому», так охарактеризовал работы Мориса Квентина де Латура Мельхиор Грим в 1753 году.
Насколько тесно Дрезден в XVII веке был связан с другими культурными центрами Европы, демонстрирует тот факт, что портреты саксонских правителей и известных людей создавались в Париже, Риме и Венеции.
Жан Лиотар
Пастели Жана-Этьена Лиотара очень отличаются от работ великой венецианки, их цвета контрастны и сдержаны, написаны по-деловому ровно. В этой формальной строгости некоторым современникам виделась некая художественная немощность.
Лиотару часто предпочитали художников, в работах которых растворялась поверхность, вибрировали и переливались всеми цветами радуги материалы и кожа, останавливалось мгновенье и изображались душевные переживания, тогда как Лиотар, высоко ценя краски, стремился в своем творчестве к противоположному, к стиранию следов технического рисования, к опредмечиванию изображения, добиваясь гладкой, как фарфор, поверхности, безупречного исполнения фигур, и некой констатации факта, закрепления изображения, не оглядываясь на изменчивость и быстротечность времени.