Пастели

12.05.2016


Известные художники стиля и их пастели.

Розальба Каррьера. Весна. Пастели.

Весна

Пастели

Пастели, созвучные картинам рисунки, написанные специальными сухими пастельными карандашами, вошли в моду в XVIII веке, особенной популярностью пользовались пастели-портреты. Обращение к пастели было не только делом художественной техники, пастели в большей степени соответствовали требованиям, которые стали предъявляться в то время к портрету. Помимо пышных, подчеркивающих высокое общественное положение своих героев портретов, часто в полный рост изображающих их в богато обставленных комнатах в окружении величественных колонн и бархатной драпировки или на фоне парковых сооружений, в XVIII веке появляется новый тип портрета, отличающийся простотой и отсутствием посторонних деталей, изображающий портретируемых по пояс или по грудь и сосредоточенный прежде всего на описании их внешности и характера. Для таких мелких по формату, более личных по воздействию, сочными по колориту портретов техника пастели подходила как нельзя лучше.

Морис де Латур. Девочка с кошкой.

Девочка с кошкой

Розальба Каррьера

Непревзойденным новатором пастели была Розальба Каррьера, искусству которой была подвластна вся палитра возможностей этого жанра. Её произведения, полные грации рококо, братья Конкор характеризовали так: «Сходство легкое как дуновение ветра в цветущей изысканности краски». Но признанной венецианской художнице удавалось передать не только портретное сходство, но и глубоко проникнуть во внутренний мир своих героев, как, например, в ее собственном автопортрете. Ее портреты часто принимают более объемный характер, перестают быть просто портретами превращаясь в изображения времен года, элементов, частей света, составляя декоративный ансамбль. Прием, нередко применявшийся тогда в других жанрах живописи.

Автопортрет. Розальба Каррьера.

Автопортрет Розальбы

Ни одному из других выдающихся мастеров пастели XVIII века не удалось избежать встречи и влияния творчества Розальбы Каррьеры. Даже если они потом нашли собственный путь, как например случилось с Латуром, Лиотаром или Менгсом. В её произведениях присутствует такая легкость, какую любят приписывать XVIII веку: элегантная, галантная и слегка фривольная, свободная от официальной строгости придворных церемоний, цвет нежный до ранимости.

Розальба Каррьера. Муза.

Муза

Тот, кто хочет узнать аристократическое общество эпохи рококо с его миловидной стороны, должен обратиться к портретам Розальбы Каррьеры, которые высоко ценились и в Дрездене. В реестре XVIII века содержалось 157 наименований пастелей Каррьеры, «портретов и других работ религиозного и светского характера, украшавших вместе с пастелями других авторов отдельный кабинет».

Морис де Латур

Латур стал заниматься пастельной живописью позже, чем Розальба Каррьера. В 1737 году он впервые принимает участие в выставке в «Салоне», за ней следует целый ряд выдающихся пастелей, мастерски обрисовывающих характер своих героев и совершенных в техническом исполнении. Написанный в 1747 году портрет саксонской принцессы Марии Йозефы смоделирован свободными линиями, создает, несмотря на это, впечатление единой, законченной композиции, скрывающей в глубине душевное напряжение. «Этот выдающийся художник сумел возвести свое искусство на такой уровень, что одно только достижение портретного сходства для него уже было недостаточным. Он стремился вдохнуть в свои пастели душу, и ему это удалось, как не удавалось еще до него никому», так охарактеризовал работы Мориса Квентина де Латура Мельхиор Грим в 1753 году.

Морис де Латур. Граф Саксонский, маршал Франции.

Граф Саксонский, маршал Франции

Насколько тесно Дрезден в XVII веке был связан с другими культурными центрами Европы, демонстрирует тот факт, что портреты саксонских правителей и известных людей создавались в Париже, Риме и Венеции.

Жан Лиотар

Пастели Жана-Этьена Лиотара очень отличаются от работ великой венецианки, их цвета контрастны и сдержаны, написаны по-деловому ровно. В этой формальной строгости некоторым современникам виделась некая художественная немощность.

Жан Лиотар. Шоколадница.

Шоколадница

Лиотару часто предпочитали художников, в работах которых растворялась поверхность, вибрировали и переливались всеми цветами радуги материалы и кожа, останавливалось мгновенье и изображались душевные переживания, тогда как Лиотар, высоко ценя краски, стремился в своем творчестве к противоположному, к стиранию следов технического рисования, к опредмечиванию изображения, добиваясь гладкой, как фарфор, поверхности, безупречного исполнения фигур, и некой констатации факта, закрепления изображения, не оглядываясь на изменчивость и быстротечность времени.

Пастели обновлено: 5 октября, 2017 автором: Egor Zeganov

Похожие записи..

Добавить комментарий

Adblock
detector