Аналитика работ, где в том или ином виде встречается череп.
Череп в живописи
Человеческий череп является предметом описания во многих картинах, и, зачастую, олицетворяет смерть и разруху. Говоря об этих костях, невозможно пройти мимо аллегоричных натюрмортов.
Ванитас
Работы в стиле «Суета сует» несут в себе идею тщетности бытия и бессмысленности земных богатств. Помимо деталей второстепенных, например увядших цветов, мыльных пузырей, оружия, атрибутики государственной власти, многие картины изображают человеческий череп. Он, в контексте натюрморта, символизирует скоротечность жизни.
Однако, не все живописцы используют кость в написании «ванитас». Например Винсен ван дер Винне доносит аллегорический смысл в одной из своих работ, изображая клинок, стеклянный шар, старые книги и другие «типичные» элементы.
Череп как символ беды
Известный модернист, Густав Климт, в своем творчестве неоднократно использовал череп. В работе «Надежда II» кость (возле живота героини) олицетворяет опасность, преграждая дорогу к счастью. Удивительно, что автор, чьи работы полны золотых красок и светлых оттенков затрагивает подобные темы, однако мрачности средневековых картин в них нет.
В качестве атрибута Смерти (головы) череп выступает на ряде картин разных жанров, в том числе и у Климта. В работе «Смерть и жизнь» фигура в расписном одеянии играет «саму себя».
Виллем де Портер рисует Смерть в виде скелета в работе «Ростовщица и смерть», в жанре «Суета сует», о котором упоминалось выше.
Ростовщица и смерть. Виллем де Портер.
Иероним Босх, в традициях Memento Mori, изображает сухую старуху в работах «Смерть и скупой» и «Смерть грешника». Главные антагонисты работ изображены в похожей манере.
Василий Верещагин изображает пирамиду из черепов людей, ставших жертвами военных действий. Пирамиды построены на манер тех, какие приказывал возводить полководец и завоеватель Тамерлан. Несмотря на преобладание светлых красок, атмосфера картины гнетущая и печальная.
Заключение
Картины, на которых присутствует человеческий череп, независимо от жанра и даты написания, в большинстве своем выражают упаднические настроения, грустные мотивы, служа атрибутом опасности или символом поражения.
То же самое можно сказать и про черепа животных. Например, в «Семи актах милосердия» Самсон утоляет жажду, испивая из ослиной челюсти, которой, согласно Завету, убил сотни человек.
Использование черепа говорит о том, что в работе затрагивается смерть и сопряженные темы.