Ванитас. Фрагмент.

Черепа в картинах

20.06.2016


Аналитика работ, где в том или ином виде встречается череп.

Ванитас. Фрагмент.

Череп в живописи

Человеческий череп является предметом описания во многих картинах, и, зачастую, олицетворяет смерть и разруху. Говоря об этих костях, невозможно пройти мимо аллегоричных натюрмортов.

Натюрморт с черепом. Ванитас.Натюрморт с черепом

Ванитас

Работы в стиле «Суета сует» несут в себе идею тщетности бытия и бессмысленности земных богатств. Помимо деталей второстепенных, например увядших цветов, мыльных пузырей, оружия, атрибутики государственной власти, многие картины изображают человеческий череп. Он, в контексте натюрморта, символизирует скоротечность жизни.

Натюрморт "Ванитас". Неизвестный художник

Однако, не все живописцы используют кость в написании «ванитас». Например Винсен ван дер Винне доносит аллегорический смысл в одной из своих работ, изображая клинок, стеклянный шар, старые книги и другие «типичные» элементы.

Череп как символ беды

Известный модернист, Густав Климт, в своем творчестве неоднократно использовал череп. В работе «Надежда II» кость (возле живота героини) олицетворяет опасность, преграждая дорогу к счастью. Удивительно, что автор, чьи работы полны золотых красок и светлых оттенков затрагивает подобные темы, однако мрачности средневековых картин в них нет.

"Надежда II" Густав Климт

Надежда II

В качестве атрибута Смерти (головы) череп выступает на ряде картин разных жанров, в том числе и у Климта. В работе «Смерть и жизнь» фигура в расписном одеянии играет «саму себя».

"Смерть и жизнь". Густав Климт.Смерть и жизнь

Виллем де Портер рисует Смерть в виде скелета в работе «Ростовщица и смерть», в жанре «Суета сует», о котором упоминалось выше.

Ростовщица и смерть. Виллем де Портер.Ростовщица и смерть. Виллем де Портер.

Иероним Босх, в традициях Memento Mori, изображает сухую старуху в работах «Смерть и скупой» и «Смерть грешника». Главные антагонисты работ изображены в похожей манере.

Смерть грешника

Смерть грешника

Василий Верещагин изображает пирамиду из черепов людей, ставших жертвами военных действий. Пирамиды построены на манер тех, какие приказывал возводить полководец и завоеватель Тамерлан. Несмотря на преобладание светлых красок, атмосфера картины гнетущая и печальная.

Апофеоз войны. Верещагин.Апофеоз войны

Заключение

Картины, на которых присутствует человеческий череп, независимо от жанра и даты написания, в большинстве своем выражают упаднические настроения, грустные мотивы, служа атрибутом опасности или символом поражения.

Всадник по имени Смерть. Сальвадор Дали.Всадник по имени Смерть

То же самое можно сказать и про черепа животных. Например, в «Семи актах милосердия» Самсон утоляет жажду, испивая из ослиной челюсти, которой, согласно Завету, убил сотни человек.

Семь деяний Милосердия, фрагмент.

Самсон утоляет жажду

Использование черепа говорит о том, что в работе затрагивается смерть и сопряженные темы.

Черепа в картинах обновлено: Сентябрь 16, 2017 автором: Глеб

Похожие записи..

Добавить комментарий