Фламандские пословицы. Фрагмент.

Скрытый символизм картин

30.12.2016


О некотором скрытом символизме в неожиданных работах. Примеры неявных посылов в живописи.

Скрытая мораль полотен

Двое молодых людей и юная девушка самозабвенно музицируют, забыв о фруктах, вине и печенье, которые лежат на столе. Кавалер, изображенный слева на переднем плане, аккомпанирует на виолончели, справа — юноша и обнимающая его за шею девушка предаются пению, глядя в песенник. При первом взгляде на полотно создается впечатление, что утрехтский художник Геррит ван Хонтхорст (1590–1656) передает атмосферу веселой дружеской встречи. Однако это впечатление обманчиво. Приглядевшись внимательнее, можно заметить, что уродливая старуха-пройдоха делает виолончелисту заговорщический знак и тянется тем временем другой рукой к висящему на поясе увлеченного пением простофили кошельку. Безобидное развлечение на поверку оказывается мошенничеством: старуха, музыкант и девушка-кокетка — сообщники, обирающие наивную жертву.

Геррит ван Хонтхорст. Концерт.Концерт

Картина Геррита ван Хонтхорста предостерегает зрителя от опасностей, возникающих при общении с сомнительными субъектами: лучше проявить излишнюю осторожность, чем в погоне за чувственными удовольствиями потерять кошелек. Подобного рода картины, содержащие истины бюргерской морали, были хорошо знакомы современникам художника и составляли львиную долю произведений голландской жанровой живописи XVI и XVII веков. Эта традиция восходит к Средневековью и варьируется в произведениях многих мастеров, включая ставшие широко известными Нидерландские пословицы Питера Брейгеля Старшего (около 1527–1569), вплоть до XVII века. В связи с этим получили распространение книги, толкующие символику картин, в частности, книга Рёмера Висшера «Поговорки в картинках», в которых поучительные изречения под иллюстрациями сопровождались пояснительным текстом. Представители бытового жанра отражали на полотнах повседневную жизнь своего времени: обстановку постоялых дворов, домашние торжества, крестьянские свадьбы, развлечения на открытом воздухе. Поскольку в их работах имели место иносказательные детали, особое значение приобрели книги, толкующие значение символов и аллегории содержащие поучительные изречения, а также иллюстрации, снабженные пояснительным текстом. Благодаря так называемым «Книгам символов», малораспрострненные ранее образы и предметы служили основой морализаторского толкования. Так, наличие на полотне изображения обезьянки, намекало на присутствие черта, готового сбить с толку беззаботного гуляку; географическая карта на стене придавала домашнему интерьеру вселенский масштаб.

Фламандские пословицы. Брейгель.Фламандские пословицы

Однако и по сей день скрытая мораль некоторых полотен остается не вполне ясной. В XVII веке символы морали, характерные для жанровой живописи, начинают терять свое значение. Например, птица, согласно «Книгам символов» и старым традициям живописи, считалась символом любви. Посаженная в клетку, она, с одной стороны, символизировала «счастливую неволю» влюбленного, с другой стороны, исходя из разговорного значения голландского слова «голубки» (fogelen), наличие на картине птицы намекало на сексуальные отношения между мужчиной и женщиной. Однако птица в клетке в ухоженном саду горожанина, например, в произведениях Питера де Хоха и Яна Вермеера, середины XVII века, будучи по сути эротическим намеком, над которым должен был задуматься опытный зритель, не всегда производила должное впечатление. Глядя на эти полотна, трудно даже вообразить, что в них скрыто предостережение от распутного образа жизни.

Урок музыки. Вермеер.

Трудно представить, но «Урок музыки» Вермеера изобилует различными символами с эротическим подтекстом, о чем свидетельствуют фаллический символ, взгляд глаза в глаза и другие детали.

 

Скрытый символизм картин обновлено: Сентябрь 16, 2017 автором: Глеб

Похожие записи..

Добавить комментарий