Торговля предметами искусства Яна Снеллинка в Антверпене

От рыночной лавки до галереи

17.01.2017


О проблеме художников из города Антверпен.

Торговля предметами искусства Яна Снеллинка в АнтверпенеТорговля предметами искусства Яна Снеллинка в Антверпене. Иероним II Франкийский.

Антверпен и живопись

На исходе 15-го века художники из фламандского города Антверпена начинают жаловаться на нежелательную и настойчивую конкуренцию со стороны соседей. Странствующие торговцы со всех сторон съезжаются сюда, чтобы на улицах, мостах и площадях города выставить на продажу свои работы. В Антверпене и в других городах магистрат и гильдия художников пытаются остановить неконтролируемую торговлю. Они издают распоряжение, согласно которому под страхом наложения штрафа запрещено «впредь каждому, кто бы он ни был, из земли Брабант или откуда еще, продавать во время антверпенских ярмарок, кроме двора церкви Либфрауенкирхе, алтарные доски, картины, резные произведения, кафедры и тому подобные, расписанные или не расписанные, из дерева или из камня».

Лавки, построенные в 1481 году для продажи предметов искусства по обеим сторонам церковного двора, по сути первый настоящий рынок искусства в Нидерландах. Торговцы вносят определенную плату, соответствующую площади, занимаемой их стендами. Картины, скульптуры и другие производимые для свободного рынка произведения искусства, как и прежде, предлагаются по всей стране на ярмарках и народных гуляниях. В серии ярмарочных изображений Давида Винкбона (1576–1632) среди торговцев скотом, зерном, тканями, знахарей, музыкантов и т.п. можно увидеть продавцов картин. Это доказывает, что еще в XVII веке свободная продажа произведений искусства было обычным делом.

Давид Винкбон. Ярмарка.Давид Винкбон. Ярмарка (дерево, масло).

Строительство галереи

С 1540 года Антверпен стал городом с населением около 60.000 жителей и одним из главных экономических и торговых центров мира. Город на реке Шельде одинаково привлекает и ремесленников, и ученых, и гуманистов, и художников. Здесь живут около 300 художников, из мастерских которых выходят картины и гравюры. Это число удивляет еще больше, если знать, что в то же время в городе пекарей было примерно на половину; а мясников — на четверть меньше. Если расцвет культурного центра всегда связан с процветанием экономической жизни, то это же верно и для торговли предметами искусства.

Власти Антверпена строят для художников и торговцев постоянное помещение на верхней галерее нового здания биржи. В 1565 году Бартоломео де Момпер (1535–1597), сын художника Иоса де Момпера, принимает на себя управление галереей. В экономической жизни последней четверти XVI века начался общий спад вместе с разразившимся в 1566 году иконоборчеством, так как многие торговцы, ремесленники, рабочие, а также художники покидают город, чтобы избежать осуждения и конфискации. «Испанская Фурия» в ноябре 1576 года, стоившая сотням горожан жизни, во время которой значительная часть Антверпена была разорена испанскими войсками, заставляет бежать многих купцов и приводит к сильному разрушению экономической жизни. В 1595 году в галерее Бартоломео де Момпера остается всего лишь восемь залов. Кроме него самого, здесь продолжают торговлю своими работами только три художника, выставляющих свои работы.

Антверпен при Габсбургах

В годы господства испанских Габсбургов Антверпен становится бастионом контрреформации. Разрушенные во время иконоборчества алтари в церквях, монастырях и капеллах должны были быть восстановлены, а по большей части, заменены. Тут на сцену выступает мастерская Питера Пауля Рубенса (1577–1640), который с 1608 года живет в городе на Шельде. В основном его произведения способствуют новому расцвету антверпенской художественной школы и международной торговли предметами искусства. С середины XVI века в Антверпене существует возможность купить картины не только в зарекомендовавших себя центрах, но и на общественных аукционах. Они проводятся часто на так называемом «Пятничном рынке», который с 1547 года сохраняется как свободный рынок вблизи Шельды. Но уже тогда покупатели жалуются на хитрое и порой навязчивое поведение торговцев, продающих часто плохие копии и второсортные картины. Деятельность гильдии св. Луки, которая, по правилам, могла продавать только завершенные картины, привела к тому, что большое количество незаконченных произведений были доработаны учениками, помощниками и другими художниками. И только после этого предложены на продажу по большей части на свободный рынок.

В середине XVII века Антверпен теряет свою господствующую позицию на рынке Европы из-за того, что песок, нанесенный Шельдой в порт, отрезает город от моря. Торговля замирает. От упадка Антверпена выигрывает, прежде всего, Амстердам — столица Нидерландов. Здесь зарождается новый экономический центр, где живет много художников и начинается оживленная торговля и обмен предметами искусства.

Падение Фаэтона. Рубенс.Падение Фаэтона. Рубенс.

От рыночной лавки до галереи обновлено: Сентябрь 16, 2017 автором: Глеб

Похожие записи..

Добавить комментарий