Смерть Германика. Пуссен.

Искусство ведет в Рим

03.01.2017


О месте «вечного города» в изобразительном искусстве и о его влиянии на известных художников.

Смерть Германика. Пуссен.Смерть Германика. Пуссен.

Со времен Ренессанса Рим, «вечный город», притягивал к себе, точно магнит. Выходцы из стран, находящихся севернее Альп — паломники и купцы, люди искусства и те, кто стремился к знаниям, — стекались в этот удивительный город, который превратился в XVI веке в столицу итальянского Возрождения. В Риме можно было изучать античное искусство, чья художественная ценность во времена Ренессанса была абсолютным образцом для художников. В Риме можно было преклоняться перед произведениями Рафаэля, Браманте, Микеланджело и многих других выдающихся мастеров. С начала XVII века доминирующему в искусстве стилю барокко начинают активно противостоять многочисленные художники пейзажисты с Севера Европы; так называемая «римская кампания» становится для них излюбленным мотивом Рим представлял собой мировой центр развития искусства, в нем царило оживление, происходил активный обмен знаниями и опытом между художниками, собирателями произведений искусств и купцами.

Игроки в карты. Ван Лар.

Игроки в карты. Ван Лар.

Скорел

Одним из первых мастеров нидерладской школы, открывших для себя Рим, был Ян ван Скорел (1493— 1562). В 1518 году он покинул Утрехт и отправился сначала в Палестину, а в 1521 году прибыл в Рим. Два года спустя Скорел уже был именитым живописцем и стал преемником великого Рафаэля, заменив его на посту хранителя собраний искусств в Ватикане. После возвращения в Голландию в 1524 году Скорел привнес итальянский опыт в нидерладскую живопись. Живописен и Харлема Мартин ван Хемскерк (1498–1574), живший с 1532 по 1536 год в Риме, привез на родину целое собрание этюдов с изображениями античных сооружений и скульптур. Его книги эскизов находятся в Берлинском выставочном зале эстампов и являются не только значительным вкладом в историю искусства, но также представляют огромный исторический и топографический интерес.

Питер ван Лар

С XVI века поездка в Рим становится необходимым этапом образования молодых художников. Возникают целые поселения живописцев, например, основанное около 1624 года объединение голландских живописцев «Бентвугхелс» («Стая птиц»), как называли себя его члены. Вследствие распутного образа жизни и своеобразного обряда посвящения для новичков они пользовались дурной славой. Когда около 1625 года в Рим прибыл живописец из Харлема Питер ван Лар (1599–1642), у которого был горб, он получил из-за своего физического недостатка прозвище Бамбоччо, что означает «малыш» или «сломанная кукла». В Риме Лар создал новый тип жанровой живописи, которая отображала жизнь простых жителей города. На представителей официальной Академии художеств, Академии святого Луки, находящейся под патронатом папы, картины о жизни простого народа наводили ужас. В то же время покупались они нарасхват. Прозвище Питера ван Лара закрепилось и за последователями созданного им направления — их стали называть «бамбоччанти».

Художники Бентвогелса в римской тавернеХудожники Бентвогелса в римской таверне. Ван Лар.

Пуссен

Многие французские живописцы XVII века считали Рим культурным центром, в котором, по их мнению, необходимо было некоторое время учиться или работать. Так, выдающийся французский живописец своего времени Никола Пуссен (1594–1665) в возрасте 30 лет приехал в Рим и практически не покидал его до конца своих дней, если не считать небольшой поездки в Париж с 1640 по 1642 год. Хотя Пуссен провел большую часть своей жизни в Италии, он не переставал чувствовать себя в этой стране чужим. В письмах на родину он жаловался на негативное отношение римлян к инородцам. Тем не менее поездки в Рим для французских живописцев продолжали иметь первостепенное значение. Подтверждением этому может служить тот факт, что Парижская королевская академия живописи и скульптуры в 1666 году открыла в «вечном городе» свой филиал и назначила свою стипендию, сопоставимую по размерам с «При де Ром» — стипендией, выплачиваемой в течение четырех лет.

 

Похищение сабинянок. Никола Пуссена.Похищение сабинянок. Никола Пуссена.


В конце 2016 года картины из Рима и Ватикана можно было увидеть на выставке Roma Aeterna.

Искусство ведет в Рим обновлено: 16 сентября, 2017 автором: Egor Zeganov

Похожие записи..

Добавить комментарий

Adblock
detector