Огюст Роден
Введение
Огюст Роден — центральная фигура в истории и развитии французской скульптуры. Его гений с полным основанием можно поставить в один ряд с такими известными мастерами, как Донателло, Микеланджело, Джамболоньи и Бернини. Роден создавал работы из бронзы, камня, гипса и дерева. Работы гиганта современного искусства можно увидеть по всему миру.
Роден родился в Париже в 1840-м году, а в 1854 году поступил в школу изящных искусств (Petite Ecole). Там Огюст показал себя в качестве талантливого мастера. Изначально юный скульптор заинтересовался стилем рококо. Однако удовлетворить требований экзаменаторов, желавших видеть работы в рамках академического искусства, ему не удавалось.
В возрасте 35 лет Роден отправился в Италию, где в течение двух месяцев занимался изучением оригиналов работ знаменитых скульпторов: Донателло, Андреа дель Верроккью, Микеланджело. Особый интерес у Родена вызывало творчество последнего: ему оказались глубоко близки глубокие о драматически исполненные скульптуры Буонаротти, который мастерски передавал переживания и эмоции персонажей с помощью жестов. Позже Роден описывает Микеланджело как последнего представителя готической скульптуры и считал себя преемником культового флорентийца.
Первая крупная скульптура
Ранние работы Родена восхищали многих знатоков и экспертов, но рост популярности и репутации начался после демонстрации скульптуры «Бронзовый век» в 1877 году. Гармония достигается за счет перехода от спокойного положения ног к напряженному верху фигуры. Эксперименты, наблюдения и анализ фотографий в дальнейшем помогают Родену создавать композиции, описывающие сложные движения и фазы действий, что можно видеть в следующих работах мастера («Идущий человек», «Граждане Кале»).
Врата Ада
Барельеф «Врата ада» появился в Лувре в 1880 году и включал в себя группы фигур, спроектированных первоначально для работы «Граждане Кале». Данная работа демонстрирует дисгармоничность современного человека, отсутствие у него духовных идеалов и вечное желание чего-то большего.
Несмотря на то, что скульптор видел себя в качестве консервативного сторонника старых ценностей разрушающегося общества, его претенциозные и спонтанные работы внесли важный вклад в развитие искусства двадцатого века.
Мыслитель
По первоначальному замыслу «Мыслитель» (1881 год) являлся частью композиции «Врата ада». Самые сильные стороны скульптуры — это мастерски переданное напряжение, сосредоточенность и умственная концентрация человека. Сейчас скульптура находится в музее Родена в Париже.
Огюст Роден и Клодель
Непросто определить вклад Камиллы Клодель в творчество своего наставника и любовника. В качестве ассистентки и модели она помогала Родену в создании многих шедевров. Существует мнение, что он присваивал некоторые идеи женщины, которой было сложнее самоутвердиться в мире искусства. Ее навыки как скульптора были хорошо развиты еще до встречи с Роденом в начале 1880-х годов. Интенсивные личные и творческие отношения продолжались до 1898 года. Роден продолжал оказывать поддержку Клодель и после расставания, но в 1913 году ее психическое здоровье настолько ухудшилось, что женщина попала в психиатрическую больницу, где и оставалась на протяжении последних тридцати лет жизни.
Наследие
Творчество Родена полно противоречий. Художник пытался создать собственный стиль на основе других направлений, сочетая живость Карпо, серьезность Рюда, внутренние готические мучения и чувственность классической греческой скульптуры. Роден старался создать понятную для всех форму искусства, но при этом выразить нематериальные желания человека.