Автор: Пьетро да Кортона (1596–1669).
Тип: Фреска.
Местонахождение: Палаццо Барберини, Рим.
Синопсис
«Аллегория божественного провидения» — шедевр изобразительного искусства, который демонстрирует прием тромплёй, создающий обманчивый эффект объемности произведения. Роспись была создана Пьетро да Кортоной, с целью украшения большого потолка дома Барберини.
Анализ работы
Эта роспись, подчеркивающая архитектурные особенности помещения и создающая иллюзию «открытых стен» — одна из величайших фресок римского Высокого Барокко, заказанная папой Урбаном VIII. Композиция демонстрирует апогей папской власти и влияния. Пьетро да Кортона был учеником незаурядного флорентийского живописца, с которым путешествовал в Рим, примерно в 1612 году, где ряд знакомств помог добиться ему покровительства папы.
В центральной части композиции, демонстрирующей светский праздник папской семьи, можно увидеть рой пчел — это отсылка к фамильному гербу. Ниже расположена Минерва, богиня мудрости. Она свергает гигантов, осмелившихся бросить вызов жителям небес, что символизирует защищенность Барберини. В верхней части композиции автор подчеркивает высокие ценности и достоинства семьи, также с использованием мифологических сюжетов. Выделить несколько сюжетов и в нужной мере их развить Кортоне помогла и архитектурная особенность потолка. Подобно работе Микеланджело в Сикстинской капелле, мастер расписывает карниз, представляет героев в динамических позах, а также демонстрирует объем мощных фигур.
Потолок невероятно богат деталями, особенно в углах, в местах расположения бронзовых рельефов, символизирующих добродетели кардинала (такие как стойкость и справедливость). Также работа изобилует изображениями русалок, нимф, гирлянд, которые создают различные оптические иллюзии, составляют новые символичные мотивы (например букраний — орнамент в виде бычьей головы).
В центре аллегории божественного провидения автор отдает дань уважения знаменитому художнику Высокого Ренессанса — Рафаэлю, прибегая к использованию поз из фрески «Пророки и Сивиллы» (1514 год, Рим). Также, при работе над фреской, Кортона усердно изучал древнеримскую скульптуру и римскую архитектуру, имея в распоряжении большую библиотеку с соответствующими трудами.
Известная как одна из лучших картин 17 века в стиле барокко, «Аллегория Божественного Провидения» сочетает в себе традиции по созданию объемной потолочной живописи, отчасти заимствованные у более ранних мастеров, таких как Корреджо, Аннибале Карраччи, Паоло Веронезе и так далее. Сегодня, конечно, идея создания столь дорогого памятника расточительности и коррумпированности папской семьи, основанной на божественных добродетелях кажется архаичной и нечестной, однако в то время это было совершенно нормально.