Автор: Бартоломе Эстебан Мурильо.
Дата создания: 1645 год.
Габариты: 190*446 см.
Мурильо
Мурильо родился, учился и работал в Севилье, был главой живописной школы этого города и одним из наиболее признанных художников испанского барокко вообще. Его картины наполнены религиозной проникновенностью, народной простотой и привлекательной красотой. Его сделали знаменитым далеко за пределами Испании XVII века, прежде всего, девственно-нежные мадонны, написанные с тонким пониманием развитого колорита.
В 1645 году он написал 11 картин для крестного хода францисканского монастыря в Севилье, к которым относится и «Смерть святой Клары». В 1810 году монастырь был разрушен, картины этой серии попали какая куда.
Смерть святой Клары
Святая Клара (1193–1243) была основательницей ордена Кларис. Когда она умирала, одной из монахинь явилось видение, представленное на картине, другие же монахи, окружавшие умирающую, ничего сверхъестественного не заметили. Надпись внизу описывает сцену: Христос и Мария, окруженные коронованными девственницами в белых одеждах, появились для принятия души святой Клары.
Реализм и религиозность — вот те два полюса, между которыми развивалась испанская живопись XVII века. Передать действительность до ощутимости точно, достигнуть наибольшей «близости к действительности» и в изображении видений, сделать религиозные картины убедительными благодаря наглядности, в этом заключалось основное стремление испанского искусства. Таким образом, картина Мурильо «Смерть святой Клары» является ключевой для понимания испанского своеобразия, так как два мира, земной и небесный, разделенные, но соотносящиеся друг с другом, являются предметом изображения. Подобным же образом «реалистичен» Сурбаран и в «видении» «Молитвы святого Бонавентуры».