Ростовщица и смерть (Ванитас)

18.05.2016


Виллем де Портер.
Дерево, масло.
Габариты: 43*55см.

Ростовщица и смерть. Виллем де Портер.

Ростовщица и смерть. Виллем де Портер.

Ростовщица и смерть

Авторство

Долгое время считалось, что картина вышла из под пера Ван ден Экхаута. Вскоре было определено авторство Виллема де Портера, которое подтверждалось рядом аналогии. Хорошим примером может послужить картина «Суета сует» (Частное собрание в Швеции), где смерть в образе скелета является к женщине, показывая ей зеркало. А так же «ванитас«, ранее находившаяся в Лондоне, на которой изображено зеркало и череп, который показывает женщине старик.

Содержание картины

Аллегорическое содержание картины не поддается инаковости трактования. Присутствуют все типичные атрибуты этого поджанра барокко: собранные, небрежно сваленные в груду драгоценности, дорогая утварь — характеризуют тему стремления человека к накоплению земных богатств; фигура ростовщицы персонифицирует грех скупости, жадности; явление самой Смерти заставляет вспомнить о тщете всех усилий по стяжанию богатства на земле, подчиняет все изображение мотиву «суеты сует» и должно обратить зрителя к размышлению об истинных ценностях духовной жизни. В отличии от натюрморта с черепом, неизвестного живописца, эта картина не является откровением, все изображенные элементы весьма типичны для стиля.

Натюрморт с черепом. Ванитас.Натюрморт с черепом.

Художник неоднократно обращался к подобного рода аллегорическим темам: кроме упомянутых выше композиций, таковы Старуха, взвешивающая золото (Музей искусств Северной Каролины), Аллегория в Национальной галерее (Лондон), Натюрморт в Музее герцога Антона Ульриха (Брауншвейг), Презрение к богатству в Музее изящных искусств (Гренобль), картины в Художественном музее (Берн) и другие.

История

«Ростовщица и смерть» относится к позднему периоду творчества художника, как и большинство перечисленных выше произведений. На долю написанной в XIX веке картины выпала нелегкая судьба. Чтобы оказаться в Государственном музее изобразительных искусств в 1927 году, картина перекупалась в Остафьево, Гааге, различных соборах, что достаточно иронично для картины в жанре «Ванитас».

Ростовщица и смерть (Ванитас) обновлено: 11 сентября, 2017 автором: Egor Zeganov

Похожие записи..

Добавить комментарий

Adblock
detector