Автор: Юриан ван Стрек.
Тип: Холст, масло. 98*84 см.
Суета сует
Изображенная на картине книга — перевод трагедии Софокла Электра, на голландский язык, выполненный знаменитым поэтом Йостом ван ден Вонделом (1587–1679) в 1639 году; трагедия шла на сцене в Амстердаме.
Ванитас
Работа Стрека, как и другие работы «ванитас» содержит множество скрытых отсылок, а так же, достаточно схожий с прочими картинами аллегорический замысел, связанный с бренностью богатства, безысходности и тленности жизни, которые были популярны как в литературе, так и в живописи в 17 веке. Например, слава, должности и успешность заложена в богатый шлем. К живописи отсылает рисунок под черепом (левый нижний край). Скоротечность жизни и смерть иллюстрирует череп (присутствует на большинстве картин этого стиля). Так же популярным атрибутом «суеты» являются перья, которые занимают большую часть композиции.
Натюрморт с черепом. Неизвестный мастер.
Многие голландские живописцы вкладывали унаследованную от античности мысль о бессмертии искусства; ссылку на античность и на весь круг идей, с этим связанных, можно усмотреть в данном случае в том, что Стрек изображает именно перевод софокловой Электры (Правая часть). Однако в целом в работе Стрека преобладает иное умонастроение. Потрепанные страницы книги и загнутые края рисунка намекают на начавшуюся порчу.
Трактование
Главным ключом толкования картины остается череп с обвившимся вокруг него колосом — символом вечной жизни души во Христе (согласно словам Христа: «Я есмь хлеб жизни»). В качестве символа надежды мотив колоса, обвивающего череп (или прорастающего из черепа), фигурировал в натюрмортах многих голландских живописцев, а также в книгах эмблем (например, эмблема «Смерть начало жизни» из книги Якоба Камерариуса, изданной в 1611 году). Стрек написал еще несколько натюрмортов, где фигурируют и другие атрибуты «суеты сует». Картина, близкая по теме и набору предметов (античность символизирует бюст Сенеки), находится в Городской галерее искусств Йорка. Другой натюрморт, также с античным бюстом, шлемом, увенчанным перьями, и изданием трагедии Хоофта — в Государственном музее Мёйденслот, Мёйден. Аналогичный шлем с перьями изображен на датированном 1670 годом посмертном портрете адмирала Стелингверфа работы Лодевейка ван дер Хелста в Рейксмузеуме, Амстердам; этот портрет Э. де Йонг привлекает в качестве опорного пункта для датировки картины в галерее Йорка. Составители каталога выставки во Франкфурте датируют и московский натюрморт временем около 1670 года, в чем можно с ними согласиться.
С 1928 картину можно увидеть в государственном музее изобразительных искусств Пушкина.