Описание двух работ мастера из музея в Амстердаме.
Франс Халс (1581–1666)
Голландский живописец Халс внес значительный вклад в развитие и формирование портретного искусства 17-го века. Мастер известен прежде всего портретами, в том числе групповыми, а также своей манерой письма, с выделенными мазками. Неудивительно, что ряд работ мастера можно найти в Амстердамском государственном музее. Вот описание некоторых из них.
Портрет молодой пары
Необычным для 17-го века были счастья и безмятежность, изображенная на лицах главных героев произведения. Считается, что это Исаак Масса и Беатрикс Ван дер Лан. Он был богатым купцом из Харлема, а она дочерью бургомистра.
Холст, масло. Около 1622. 140*166,5 см.
Они поженились 26 апреля 1622 года, и вскоре после этого Франс Халс написал этот необычный свадебный портрет. Зачастую молодожены желали, чтобы мастер передавал величавость и серьезность, а также, как правило, по отдельности. Однако, эта пара хотела иного и позировала в саду, рядом друг с другом, влюбленными и рассеянно улыбающимися живописцу. Беатрикс гордо показывает обручальное кольцо, а Исаак прижимает ее руку к сердцу. Портрет напоминает мгновенный снимок, как будто бы Халс действительно застал героев в саду и сфотографировал их. Фигуры написаны плавно, почти небрежно. Только лица, воротники и манжеты, изображены с большей точностью.
Использовать сад в качестве декорации для свадебного портрета было гениальным шагом.
Таким образом. Халс смог добавить некоторые растения, которые кажутся обычными при первом взгляде, но имеют особый смысл. Чертополох, растущий рядом с Исааком, был в те времена известен под названием «мужская верность», а плющ рядом с Беатрикс символизирует любовь и преданность. Лоза, обвивающая дерево также является символом любви и дружбы. Даже сад несет особый смысл. Это вариант средневекового сада любви в 17-м веке.
Веселый пьяница
Неизвестно, кого же Франс Халс так наглядно изобразил на этом полотне. Это портрет или просто картина пьяного мужчины, предназначенная для свободной продажи? В 17-ом веке пьяниц запечатлевали довольно часто, обычно в виде типов в забавной одежде. Но пьяница Халса одет в одежду 17-го века, и изображен так правдиво, что кажется, что он может в любой момент выйти из картины.
Франс Халс известен за свой виртуозный стиль в живописи. «Веселый пьяница» — один из самых известных тому примеров. Формы подсказаны решительными, широкими мазками кисти и несколькими быстрыми акцентами. Стекло, например. состоит лишь из нескольких черных линий и небольшой белой линии, для изображения отражения. Еще более необычен клубок линий, который превращается в кружевной воротник, если смотреть на него издалека. Манера Халса настолько подвижная, что некоторое время считалось, что работа не была завершена.