Витторе Карпаччо — увлекательный рассказчик, составлявший из роскошных зданий, юных девичьих головок и юношеских фигур свои новеллы.
Витторе Карпаччо
Наиболее известное произведение Карпаччо, цикл картин, изображающих легенду о святой Урсуле, можно описать теми же словами, что и картины Джентиле. Вы присутствуете на дипломатических аудиенциях, смотрите на море, на волнах которого качаются гондолы и корабли, расцвеченные флагами, видите полувосточные-полуклассические здания с террасами, а на ступенях празднично разодетую толпу, гордых сенаторов, элегантных юношей, прекрасных женщин, музыкантов, играющих на духовых инструментах, пестрые знамена, развевающиеся на ветру. Но из роскошных дворцов, живописных костюмов и блестящих морских волн строит он сказочное царство.
В этом и есть отличие Карпаччо от Джентиле Беллини. В то время как Джентиле рисовал архитектонические виды и на все смотрел глазами иллюстратора, Карпаччо был поэтом, набрасывавшим на действительность покров очаровательной сказки. Когда он рассказывает вам легенду о святой Урсуле, вам на память невольно приходят старые рыцарские романы о стройных принцессах и заколдованных принцах.
Августин изображен в своей келье. Он еще не знает о смерти святого Иеронима, он пребывает в размышлении о славе и радости Божьего угодника, который, по смерти своего тела, соединится душою с Христом. Св. Августин намеревается написать об этом трактат; он пишет письмо святому Иерониму, желая узнать его мнение по этому вопросу. Яркий свет, льющийся из окон, символизирует сияние души Иеронима. Митра, пасторский посох и морская раковина — атрибуты св. Августина. Августин — именно тот святой, для которого символизировать светское и религиозное начало посредством музыки представляется в высшей степени уместным. Он был автором первого христианского трактата о музыке — «De musica», написанного как раз в год его крещения. Поэтому на картине изображены ноты. Авторитет Августина в области музыки оставался необычайно высоким на протяжении всего Средневековья и эпохи Возрождения.
Более всего очаровывает и в остальных произведения Карпаччо свойственное им настроение рыцарей-трубадуров. Он изображал самые разнообразные темы.
Религиозные братства Венеции (скуолы) регулярно заказывали работы мастера. Для Скуолы Сан-Джорджо дельи Скьявони Карпаччо пишет цикл картин из жизни святых Георгия, Трифона и Иеронима — покровителей этой скуолы.
Не случайно Гюстав Моро — художник-символист, возродивший в конце XIX века романтику Средневековья, копировал святого Георгия. Сотни других художников изображали этот сюжет, однако ни одна работа не проникнута в такой степени духом романтизма. Он поистине великолепен, этот девственный юноша, готовящийся к битве и потом, краснея, протыкающий копьем голову глупому дракону. Но не только одних красавцев-юношей, выезжающих на арену турнира в честь хорошенькой принцессы, изображает Карпаччо. Вспоминается и «Св. Августин в келье» — картина, на которой нагромождены такие милые предметы: книжный шкаф с вертящейся подставкой, наполненный книгами с искусными миниатюрами, красивые стулья, фолианты, переплетенные в кожаный переплет, всевозможные безделушки. Точно слышится голос богатого коллекционера, использовавшего тему о монастырской идиллии, чтобы рассказать о наполняющих его собственную мастерскую бронзовых статуэтках, искусно сделанных стаканах и редкостных произведениях керамического искусства.
Влияние
Во многом благодаря Карпаччо в церковной живописи воцарился новый тип женщины. Святые в локонах, ниспадающих на щеки, с полной грудью, явно вырисовывающейся под корсажем, — уже не имеют ничего общего с меланхолическими женскими образами Беллини. Не христианский аскетизм, а жажда чувственных наслаждений светится в их глазах. Тело, до той поры находившееся в опале, провозглашено свободным.