Святой Георгий и дракон. Карпаччо.

Карпаччо. Жизнь и творчество.

02.07.2017


Витторе Карпаччо — увлекательный рассказчик, составлявший из роскошных зданий, юных девичьих головок и юношеских фигур свои новеллы.

Прибытие английских послов. Карпаччо.Прибытие английских послов

Витторе Карпаччо

Наиболее известное произведение Карпаччо, цикл картин, изображающих легенду о святой Урсуле, можно описать теми же словами, что и картины Джентиле. Вы присутствуете на дипломатических аудиенциях, смотрите на море, на волнах которого качаются гондолы и корабли, расцвеченные флагами, видите полувосточные-полуклассические здания с террасами, а на ступенях празднично разодетую толпу, гордых сенаторов, элегантных юношей, прекрасных женщин, музыкантов, играющих на духовых инструментах, пестрые знамена, развевающиеся на ветру. Но из роскошных дворцов, живописных костюмов и блестящих морских волн строит он сказочное царство.

В этом и есть отличие Карпаччо от Джентиле Беллини. В то время как Джентиле рисовал архитектонические виды и на все смотрел глазами иллюстратора, Карпаччо был поэтом, набрасывавшим на действительность покров очаровательной сказки. Когда он рассказывает вам легенду о святой Урсуле, вам на память невольно приходят старые рыцарские романы о стройных принцессах и заколдованных принцах.

Св. Августин в келье. Карпаччо.Августин изображен в своей келье. Он еще не знает о смерти святого Иеронима, он пребывает в размышлении о славе и радости Божьего угодника, который, по смерти своего тела, соединится душою с Христом. Св. Августин намеревается написать об этом трактат; он пишет письмо святому Иерониму, желая узнать его мнение по этому вопросу. Яркий свет, льющийся из окон, символизирует сияние души Иеронима. Митра, пасторский посох и морская раковина — атрибуты св. Августина. Августин — именно тот святой, для которого символизировать светское и религиозное начало посредством музыки представляется в высшей степени уместным. Он был автором первого христианского трактата о музыке — «De musica», написанного как раз в год его крещения. Поэтому на картине изображены ноты. Авторитет Августина в области музыки оставался необычайно высоким на протяжении всего Средневековья и эпохи Возрождения.

Две дамы. Карпаччо.

Две дамы (Портрет куртизанок), 1495. Дерево, масло, 94*63,8 см.
Произведения Карпаччо отличает простота композиции. Фигуры людей и предметы написаны здесь в естественной манере, без намека на вычурность. Неуловимый элемент таинственности, однако, придаст картине неповторимый характер. Остается неясным, действительно ли скучающие на балконе дамы являются куртизанками. Язык скрытых намеков, содержащихся в картине, пока не расшифрован. Чисто жанровая картина была редкостью для той эпохи.

Более всего очаровывает и в остальных произведения Карпаччо свойственное им настроение рыцарей-трубадуров. Он изображал самые разнообразные темы.

Религиозные братства Венеции (скуолы) регулярно заказывали работы мастера. Для Скуолы Сан-Джорджо дельи Скьявони Карпаччо пишет цикл картин из жизни святых Георгия, Трифона и Иеронима — покровителей этой скуолы.

Святой Георгий и дракон. Карпаччо.Святой Георгий и дракон

Не случайно Гюстав Моро — художник-символист, возродивший в конце XIX века романтику Средневековья, копировал святого Георгия. Сотни других художников изображали этот сюжет, однако ни одна работа не проникнута в такой степени духом романтизма. Он поистине великолепен, этот девственный юноша, готовящийся к битве и потом, краснея, протыкающий копьем голову глупому дракону. Но не только одних красавцев-юношей, выезжающих на арену турнира в честь хорошенькой принцессы, изображает Карпаччо. Вспоминается и «Св. Августин в келье» — картина, на которой нагромождены такие милые предметы: книжный шкаф с вертящейся подставкой, наполненный книгами с искусными миниатюрами, красивые стулья, фолианты, переплетенные в кожаный переплет, всевозможные безделушки. Точно слышится голос богатого коллекционера, использовавшего тему о монастырской идиллии, чтобы рассказать о наполняющих его собственную мастерскую бронзовых статуэтках, искусно сделанных стаканах и редкостных произведениях керамического искусства.

Убиение десяти тысяч христиан на горе Арарат. Карпаччо.

Убиение десяти тысяч христиан на горе Арарат, 1515. Дерево, масло, 307*205 см.
Для творчества Карпаччо характерно увлечение батальными сюжетами. Художник блестяще владел техникой передачи необходимого для его замысла освещения. Особую роль свет играет при создании дальней перспективы и многоплановых композиций, объединяя элементы картины в единое целое. Это полотно, написанное на религиозный сюжет, благодаря насыщенной символике и фантастичности пейзажа вполне можно определить как сюрреалистическое.

Встреча паломников с папой Кириаком. Карпаччо.

Встреча паломников с папой Кириаком, около 1491. Холст, темпера, 281*307 см.
Картина входит в цикл из девяти произведений, повествующих о житии святой Урсулы, созданный для братства св. Урсулы. Цикл начинается сценой сватовства принца-язычника к дочери короля, которая была христианкой, и заканчивается убийством святой гуннами в Кельне. Особое место в цикле занимает тема путешествия Урсулы со свитой. На картине папа приветствует жениха и невесту. Слева свита Урсулы, а в центре и справа, рядом с папой, фигуры отцов церкви.

Рождение Девы Марии. Карпаччо.

Рождение Девы Марии, около 1504. Холст, масло, 126*129 см.
Картина входит в цикл из шести произведений, посвященных жизни Богородицы и созданных художником для Скуолы дельи Албанези. Полотно свидетельствует о мастерстве Карпаччо в создании сцен повседневной жизни: во всех деталях передана обстановка жилой комнаты венецианского дома его времени. Святая Анна отдыхает в своей постели и принимает гостью. Одна из служанок приносит ей еду. другая — готовит ванну для купания новорожденной.

Влияние

Во многом благодаря Карпаччо в церковной живописи воцарился новый тип женщины. Святые в локонах, ниспадающих на щеки, с полной грудью, явно вырисовывающейся под корсажем, — уже не имеют ничего общего с меланхолическими женскими образами Беллини. Не христианский аскетизм, а жажда чувственных наслаждений светится в их глазах. Тело, до той поры находившееся в опале, провозглашено свободным.

Карпаччо. Жизнь и творчество. обновлено: Октябрь 22, 2017 автором: Глеб

Похожие записи..

Добавить комментарий