Что такое современное искусство?
Нет точного определения для термина «Современное искусство» (Modern Art), оно остается достаточно обтекаемым и может подразумевать различные значения, что не удивительно, ведь художник и зритель находятся в постоянном движении. То, что считается современной живописью и скульптурой сегодня, через несколько лет или десятилетий утратит это свойство. Тем не менее, традиционно данным термином обозначают произведения, созданные в течение 1870–1970 годов. Эта «современная эпоха» последовала за длительным периодом господства академического искусства, вдохновленного Ренессансом. Многие искусствоведы и институты придерживаются хронологии, согласно которой конец современной эпохи (около 1970) стал отправной точной для искусства постмодерна. Однако, многие известные галереи и музеи не выделяют значимых отличий между «модернистскими» и «постмодернистскими» работами, описывая их общим термином.
Прекрасная Рафаэлла. Тамара Лемпицка.
При попытке понять историю искусства важно заметить, что оно не менялось одномоментно и отражало более глобальные изменения, происходящие в обществе и его мировоззрении. Таким образом, работа созданная в 1958 году, может быть «постмодернистской» (например, творчество Ива Клейна), в то время как консервативное произведение 1980-го года попадает в интервал «современной эпохи», но не является примером современного искусства. Кроме того, следует помнить, что многие термины в изобразительном искусстве создаются ретроспективно.
Истоки
Чтобы понять современное искусство, полезно владеть историческим фоном того времени. 19 век стал временем значительных и быстрых перемен. Изменения в производстве, транспорте и технологиях повлияли на образ жизни людей. Отраслевые улучшения привели к улучшению благосостояния городов и его жителей, вырос спрос на городскую архитектуру, прикладное искусство и дизайн. Многие музеи мира были основаны магнатами 19-го века. Успехи в области фотографии, новые технологии (например, прообраз современных тюбиков краски Джона Ренда) и другие факторы радикально повлияли на изобразительное искусство, вдохновляя художников на поиски и исследования новых тем и идей. Вместо слепого следования иерархии жанров и академическим традициям, живописцы и скульпторы начинают интересоваться обычными людьми, местами, своими мыслями. Очевидными темами становятся обновленные города, с железнодорожными станциями и стройками, пригородные деревни, места празднеств и т.д.
19-й век принес ряд философских концепций, оказавших влияние на искусство. «Интерпретация сновидений» (1899) Зигмунда Фрейда, например, способствовала популяризации понятия «подсознание», предложив художникам исследовать символизм, а затем и сюрреализм.
Начало современного искусства
Датой, чаще всего называемой датой рождения нового направления, считается 1863 год — год, когда Эдуард Мане (1832–1883) представил публике шокирующую картину «Завтрак на траве». Несмотря на уважительное отношение Мане к французским академиям искусства и произведениям эпохи Возрождения, данная картина считается самой скандальной работой того периода. Но «Завтрак на траве» стал лишь предвестником новых тенденций. Новое поколение художников, которых уже не удовлетворяли традиционные формы искусства, приступило к использованию смелых методов и техник в реализации революционных идей.
Основные характеристики
Период «современного искусства», в классической интерпретации продолжавшийся около века, включал в себя множество различных художественных движений: от чистой абстракции — до гиперреализма, от флуксуса и дадаизма — до классической живописи, от ар-нуво — до баухауза и поп-арта. Такое разнообразие не позволяет выделить общие или объединяющие характеристики, определяющие эпоху. Но если есть что-то, отличающее современных художников от традиционалистов, — это отношение к искусству. Для последних искусство имело реальную ценность, что выливалось в строгое следование правилам (в общем случае). Модернисты и постмодернисты, в свою очередь, отвергали идею о внутренней ценности искусства.
Хотя нет единого определяющего признака «современного искусства», можно отметить ряд важных характеристик:
- Новые типы искусства. Современные художники развивали искусство коллажей, кинетического искусства, жанров фотографии, анимации и т.д.
- Использование новых материалов. Современные художники использовали в работах новые предметы, такие как фрагменты газет, канцелярские принадлежности, бытовые инструменты и т.д. Скульпторы (например, Дюшан) создавали композиции из повседневных вещей (часы, чемоданы, ящики, автомобили и т.д.).
- Выразительное использование цвета. Художники таких движений как фовизм и экспрессионизм первыми широко и смело начали использовать краски.
- Новые методы. В изобразительном искусстве появляются совершенно новые средства, которые активно используются в стилях неодада, тахизм, синтетизм, кинетическое искусство и прочее.
Важнейшие движения
Самыми влиятельными движениями «современного искусства» являются:
- импрессионизм;
- фовизм;
- кубизм;
- футуризм;
- экспрессионизм;
- дадаизм;
- сюрреализм;
- поп-арт.
Современные художники
Некоторые известные представители популярных движений и стилей.
Импрессионисты
- Клод Моне (1840–1926);
- Пьер-Огюст Ренуар (1841–1919);
- Эдгар Дега (1834–1917);
- Камиль Писсарро (1830–1903);
- Альфред Сислей (1839–1899);
- Эдуард Мане (1832–1883);
- Берта Моризо (1841–1895);
- Джон Сингер Сарджент (1856–1925).
Постимпрессионисты
- Джеймс Эбботт Макнил Уистлер (1834–1903);
- Жорж Сёра (1859–1891);
- Поль Сезанн (1839–1906);
- Ван Гог (1853–1890);
- Поль Гоген (1848–1903);
- Анри Матисс (1869–1954).
Художники-плакатисты
- Жюль Шере (1836–1932);
- Теофиль Стейнлен (1859–1923);
- Альфонс Муха (1860–1939);
- Леонетто Каппелло (1875–1942).
Примитивизм
- Анри Руссо (1844–1910);
- Пауль Клее (1879–1940);
- Марк Шагал (1887–1985).
Реализм
- Уинслоу Хомер (1836–1910);
- Томас Икинс (1844–1916);
- Илья Репина (1844–1930).
Экспрессионисты
- Василий Кандинский (1866–1944);
- Эдвард Мунк (1863–1944);
- Амедео Модильяни (1884–1920);
- Эгон Шиле (1890–1918);
- Оскар Кокошка (1886–1980).
Кубизм
- Жорж Брак (1882–1963);
- Пабло Пикассо (1881–1973);
- Хуан Грис (1887–1927);
- Робер Делоне (1885–1941);
- Марсель Дюшан (1887–1968).
Абстрактное искусство
- Казимир Малевич (1878–1935);
- Пит Мондриан (1872–1944).
Сюрреализм
- Жоан Миро (1893–1983);
- Рене Магритт (1898–1967);
- Сальвадор Дали (1904–1989).
Поп-арт
- Энди Уорхол (1928–1987);
- Рой Лихтенштейн (1923–1997).
Скульптура
- Огюст Роден (1840–1917);
- Эрнст Барлах (1870–1938);
- Вильгельм Лембрук (1881–1919);
- Константин Бранкузи (1876–1957);
- Александр Архипенко (1887–1964);
- Раймон Дюшан-Вийон (1876–1918);
- Осип Цадкин (1890–1967);
- Александр Колдер (1898–1976);
- Сезар Бальдаччини (1921–1998).
Витражи
- Марк Шагал (1887–1985);
- Жоан Миро (1893–1983);
- Гарри Кларк (1889–1931);
- Сара Пёрсер (1848–1943).
Фотография
- Альфред Штиглиц (1864–1946);
- Ман Рэй (1890–1976);
- Энсел Адамс (1902–1984);
- Норман Паркинсон (1913–1990);
- Ирвинг Пенн (1917–2009);
- Ричард Аведон (1923–2004).
Вершины Титона и река Снейк. Энсел Адамс.