Танец под музыку времени. Пуссен.

Классицизм и неоклассицизм

26.12.2016


Разбор терминов, примеры картин в данных стилях, основные идеи художников-классицистов.

Классицизм и неоклассицизм

В изобразительном искусстве термин «классицизм», как правило, предполагает имитацию искусства классической античности (греческого, римского и этрусского искусства). Таким образом, любой архитектурный проект, скульптура или картина, созданные в средние века или более поздний период, вдохновленные искусством Древней Греции или Рима, являются примерами классицизма.

Термин «неоклассицизм» (иногда — «неоклассика») не равнозначен понятию «классицизм»: это понятие используется, как правило, для характеристики искусства Европы и Америки в период между 1750 и 1860 годами, для которого характерно использование обращение к образцам греческого и римского искусства.

Так, для статуи Давида работы Микеланджело правомерным является отнесение к стилю «классицизм», а для характеристики архитектурного стиля здания Капитолия в Вашингтоне предпочтительным является использование термина «неоклассицизм».

Давид. Микеланджело.

Статуя Давида

Характеристики классического стиля

Классическое искусство отличается своей гармонией, балансом и чувством меры. В живописи и скульптуре данного направления используются идеализированные фигуры и формы, субъекты представлены совершенными, а цвета картин нацелены на создание гармоничного эффекта.

Архитектура классицизма базируется на математических пропорциях и отношениях. Принципы, характеристики и идеи, заложенные греческими архитекторами и скульпторами, с течением времени доказали свою жизнеспособность и сохранились до сих пор с незначительными изменениями.

Давид. Донателло.

Давид. Донателло.

История

Средневековый классицизм (800–1400)

Для Средневекового искусства характерно явление нескольких волн классицизма. Первое обращение к образцам античности, относящееся к концу 10-го века, известно под названием «Каролингское возрождение». Этот период характеризуется значительным культурным и интеллектуальным развитием, что вылилось в создание большого числа манускриптов на латыни, церквей и других архитектурных произведений.

Вторую волну иногда называют «Оттоновский ренессанс». За ней последовала готическая эпоха, подарившая множество архитектурных шедевров.

Ренессанс (1400–1600)

Не удивительно, что именно в Италии — сердце Римской империи с традициями эллинистического искусства — произошло величайшее классическое Возрождение в Европе. Процесс, начавшийся периодом раннего кватроченто, объединил работы Альберти, Брунеллески, Мазаччо, Донателло и других видных мастеров своего времени. Классицизм доминирует в искусстве этой эпохи, что влечет за собой появление целого ряда шедевров: «Сикстинская Мадонна» Рафаэля, «Витрувианский человек» и другие прославленные работы Леонардо да Винчи и множество других произведений в живописи, скульптуре и архитектуре. Классические принципы искусства того времени распространились по Франции, Испании, Германии и другим странам.

Сикстинская Мадонна. Рафаэль.

Сикстинская Мадонна

Барокко (1600–1700)

Гармоничных и выверенных пропорций классического искусства Возрождения, в конце концов, оказалось недостаточно для творческих импульсов и толчков в начале 17-го века, поэтому они сменились идиомами более сложного и драматичного барокко. Известные представители этого направления — Андре Поццо, Аннибале Карраччи, Караваджо и другие мастера. Развитию традиций классицизма в то время способствовало появление академий искусств.

Караваджо. Больной Вакх.

Караваджо, «Больной Вакх».

Неоклассицизм (1780–1850)

В 18-го веке барокко уступает место капризному и склонному к внешнему украшательству рококо. Позднее этот стиль вытесняется неоклассицизмом, свидетельствующем о еще одном возрождении классического искусства. Это направление можно проиллюстрировать работами Жака-Луи Давида, Жана-Огюста-Доминика, Антонио Канова, Томаса Джефферсона и др.

Смерть Марата. Жак-Луи Давид.

Жак-Луи Давид, «Смерть Марата».

Классицизм в 19-20 веке

Для искусства этого периода характерным является поиск новых методов и форм отражения действительности, поэтому классические идеалы искусства Древней Греции и Рима отступают на задний план. В результате обращение к основным постулатам классицизма не было широко распространено в 19-м и 20-м веке. Исключение представляет творчество французских академий и работы братства прерафаэлитов. Обращение к идеям классицизма можно увидеть в некоторых работах Пикассо, Джорджо Моранди, Фернана Леже, Андре Дерена.

Танец под музыку времени. Пуссен.Танец под музыку времени. Пуссен.

Заключение

Все периоды классицизма разделяют идеи и почитают художественные ценности античности. Основные идеалы стиля оставались одинаковыми, независимо от жанра, эпохи и направления искусства.

Классицизм и неоклассицизм обновлено: 16 сентября, 2017 автором: Egor Zeganov

Похожие записи..

Добавить комментарий

Adblock
detector