Краткая биография и описание известных произведений художника.
![Аллегория любви. Бронзино. Аллегория любви. Бронзино.](http:///wp-content/uploads/2017/09/Allegoriya_lubvi_Bronzino-812x1024.jpg)
Аллегория любви (Венера и Купидон), около 1543. Дерево, масло.
На полотне представлены разные лики любви. Стрела и яблоко в руках Венеры символизируют соответственно любовь сладострастную и опасную. Амур, рассыпающий розы, обещает радости любви обманчивой. Об этом свидетельствуют маски в правом нижнем углу. Другие действующие лица олицетворяют Коварство, Ревность, Истину и Время как преграду любовному наслаждению.
Жизнь и творчество
Аньоло Бронзино (1503, Монтичелли близ Флоренции – 1572, Флоренция), настоящее имя Аньоло ди Козимо ди Маньяно — известный мастер маньеризма во Флоренции. Известен также под именем Аньоло Тори. Ученик Раффеллино дель Гарбо и Якопо Понтормо. Позднее увлекся творчеством Микеланджело, с произведениями которого мог познакомиться во время своей поездки в Рим в 1546–1547. С 1530 по 1533 выполнял заказы герцога Урбинского Гвидобальдо делла Ровере (1514–1574) и жил в Пезаро. По возвращении во Флоренцию Бронзино быстро добился успеха и в 1540 стал придворным живописцем семьи Медичи.
На раннем этапе творчества находился под сильным влиянием Понтормо. Позднее Бронзино больше внимания уделяет технике изображения материальных объектов. Благодаря особому подходу к колористическому решению картин, ему удалось достичь уравновешенности композиции и пластичности изображений человеческих фигур. Наряду с произведениями на религиозные и аллегорические мотивы особое место в его творчестве занимают портреты.
Основные произведения
- Мученичество святого Лаврентия, 1529, Собор Сан Лоренцо, Флоренция;
- Пигмалион и Галатея, 1529, Национальная галерея античного искусства, Рим;
- Фрески часовни святой Элеоноры Толедской, 1545–1564, Палаццо Веккио, Флоренция.
![Снятие с креста. Бронзино. Снятие с креста. Бронзино.](http:///wp-content/uploads/2017/09/Snyatie-s-kresta_Bronzino-639x1024.jpg)
Снятие с креста, 1549. Дерево, темпера.
Бронзино сохранял возвышенный придворный стиль маньеризма и в своих религиозных произведениях. Такова алтарная икона для домовой церкви Элеоноры Толедской (1522–1562), находящейся в ее дворце Веккио. Однако вскоре после завершения икона была подарена Николасу де Гравалю. В его склепе, расположенном в церкви монастыря кармелитов в Безансоне, она находилась вплоть до Французской революции.
![Святое семейство Панчиатики. Бронзино. Святое семейство Панчиатики. Бронзино.](http:///wp-content/uploads/2017/09/Svyator-semeistvo-Panchiatiki_Bronzino-797x1024.jpg)
Святое семейство Панчиатики, 1530–1548. Дерево, масло.
Бронзино демонстрирует блестящее владение рисунком. Художнику свойственна ясность построения композиции и движений изображаемых людей. На картине — Святое семейство с маленьким Иоанном Крестителем, обнимающим младенца Христа. Сцена представлена на фоне скал, над которыми нависают свинцовые тучи. Над крепостью, возвышающейся на скале, реет знамя с гербом заказчика картины — семейства Панчиатики.
![Пьета. Бронзино. Пьета. Бронзино.](http:///wp-content/uploads/2017/09/Pieta_Bronzino-862x1024.jpg)
Пьета, около 1530. Дерево, масло.
Это раннее произведение художника обнаруживает не только влияние Микеланджело, но и параллели с живописью Понтормо. Монументальность композиции и трагизм создаваемых образов проявляют истинное религиозное чувство автора картины. Художник проникновенно передает глубину страданий Богоматери и Марии Магдалины.
Портреты Бронзино
![Портрет Элеоноры Толедской. Бронзино. Портрет Элеоноры Толедской. Бронзино.](http:///wp-content/uploads/2017/09/Portret-Eleonori-Toledskoi_Bronzino-836x1024.jpg)
Портрет Элеоноры Толедской и ее сына Джованни Медичи, около 1545. Дерево, масло.
Бронзино умело передавал определенную отстраненность персонажей своих портретов по отношению к внешнему миру. Жена Козимо Медичи (1519–1574) и ее маленький сын изображены в торжественной обстановке, отдалены от окружающей их действительности замкнутым и подчеркнуто бесстрастным выражением лиц. Фактура красок на портрете напоминает глазурь.
![Бартоломео Панчиатики. Бронзино. Портрет Бартоломео Панчиатики. Бронзино.](http:///wp-content/uploads/2017/09/Bartolomeo-Panchiatiki_Bronzino-839x1024.jpg)
Портрет Бартоломео Панчиатики, около 1540. Дерево, масло.
Бронзино достиг точной передачи индивидуальных черт портретируемых. Их образы художник воплощает в четких, почти геометрических формах. На данной картине это впечатление усиливается наличием архитектурного ансамбля на дальнем плане, создающего единую вертикаль с человеческой фигурой. Несмотря на пронизывающий зрителя взгляд, фигура Бартоломео Панчиатики (1507–1583) кажется застывшей.
![Лукреция Панчиатики. Бронзино. Лукреция Панчиатики. Бронзино.](http:///wp-content/uploads/2017/09/Lukreciya-Panchiatiki_Bronzino-809x1024.jpg)
Портрет Лукреции Панчиатики, около 1540. Дерево, масло.
Перед нами супруга Бартоломео Панчиатики. Выражение ее лица строгое и несколько чопорное. В 1528 Бартоломео Панчиатики женился на Лукреции ди Джисмондо Пуччи (1507–1572). Оба портрета написаны приблизительно в одно и то же время, но художник не ставил задачу создать пару. Лукреция держит правую руку на открытой книге, что придает портрету более личностный характер.
![Портрет Лауры Багтиферри. Бронзино. Портрет Лауры Багтиферри. Бронзино.](http:///wp-content/uploads/2017/09/Portret-Lauri-Battiferri_Bronzino-798x1024.jpg)
Портрет Лауры Багтиферри, около 1555–1560. Холст, масло.
Перед нами не просто гордая аристократка, поэтесса и жена скульптора Бартоломео Амманнаги (1511–1592). В трактовке образа присутствует философское начало. Строгая осанка, одухотворенное лицо, книга в руке говорят о глубокой религиозности этой женщины и ее уверенности в себе. Художник отражает идеи Контрреформации, оказывавшей определенное влияние на искусство того времени.