Знаковые произведения и краткий анализ живописи мастера.
Мелоццо да Форли (1438-1494), родом из Умбрии, скитавшийся по всей Италии, немыслим без Мантеньи. В особенности его занимали вопросы драпировки и перспективно-плафонная живопись. В своих фресках в Камера дельи Спози в Мантуе Мантенья создал первые групповые портреты. Такие же придворно-официальные картины писал и Мелоццо.
Главное произведение мастера «Основание Ватиканской библиотеки», созданное в Риме, изображает Сикста IV сидящим в кругу своих единомышленников и принимающим главного библиотекаря папской библиотеки Платину.
Вся концепция пространства, этот вид на зал с филенчатым потолком, покоящимся на пилястрах, переданный в очень сильном перспективном сокращении, показывает, с каким пониманием Мелоццо созерцал аналогичные тектонические произведения Мантеньи.
Росписи сакристии Сан Марко (Лоретское святилище).
Во фресках, украшающих купол церкви Св. Апостолов в Риме, по словам Вазари, Христос так свободно парит в воздухе, что, кажется, вот-вот сейчас исчезнет свод. Так и ангелы – точно витают свободно в поднебесье. В настоящее время трудно сказать, насколько художник в самом деле достиг иллюзии перспективы, так как купол разрушен. Тем яснее видно по находящимся ныне в пинакотеке Ватикана фрагментам, какое нежное чувство красоты соединялось у Мелоццо с его интересом к проблеме перспективы. Его ангелы с пышными русыми кудрями, с развевающимися от неземной струи воздуха одеждами, носящиеся по воздуху с пением и музыкой с полным основанием пользуются большой популярностью.