Большие пейзажи, описание гравюр.
Брейгель Старший. 1525(1530)–1569.
Авторство
В серии гравюр, получивших название «Двенадцать Больших пейзажей», на каждом листе указан исполнитель: Иероним Кок. В действительности владелец издательского дома «На четырех ветрах» был инициатором и «координатором» проекта: он заказал Брейгелю графические оригиналы и контролировал процесс предпечатной подготовки. Придумывая названия листам, издатель вводил новые детали и даже менял фигуративные мотивы, используя другие рисунки из брейгелевского путешествия через Альпы. Примерно так описывал работу над этой серией и Карел ван Мандер, видимо, располагавший конкретными сведениями на этот счет.
Большие пейзажи
Листы гравюрной серии «Двенадцать Больших пейзажей» весьма своеобразны. Было ли это пожеланием заказчика, Иеронима Кока, или композиционным приемом самого художника, но в построении большинства листов использовался плавный переход от переднего к среднему плану, а затем «скачок» к масштабному далевому пейзажу. Передний план служит точкой отсчета, но не является продолжением «пространства зрителя». Точка зрения расположена высоко и уже не скользит по вертикали, как у Патинира.
Монументальные панорамы, где горы заслоняют горизонт, предстают как часть еще большего пространства; человеческие фигурки кажутся затерянными в этом бескрайнем мире, однако они «чувствуют» себя вполне комфортно и не заботятся о том, что за ними «наблюдают в подзорную трубу».
Кающаяся Магдалина
Дата создания: 1555–1558. Фигурка святой в правой части композиции едва различима. На скале вдалеке видны силуэты виселицы и креста, добавленные, видимо, для «уточнения темы». С такой дистанции они кажутся стоящими друг против друга, как моральная альтернатива — выбор между добром и злом.
Образ святой объединяет черты Марии из Магдалы, из которой Иисус изгнал семь бесов (Лк., 8:2), первой увидевшей Спасителя воскресшим.
Путешествие в Эммаус
На первоначальном наброске к одной из гравюр «Двенадцати Больших пейзажей» указанно имя Брейгеля. На плече у мужчины справа — знак паломничества в Сантьяго де Компостеллу. Превращение пилигримов в путешествующих в Эммаус было сделано, видимо, по решению издателя — к средней фигуре добавили нимб, к пейзажу — закатное солнце, как то и значится в евангельском тексте: «Останься, потому что день уже склонился к вечеру» (Лк., 24: 13–27).
Вид Тибра (Тиволи)
Совсем немного работ, связанных с путешествием Брейгеля, отличаются топографической точностью. В их числе присутствует гравюра с изображением Тиволи, на краю Тибуртинских гор, получившего популярность еще в античности, когда император Адриан приказал выстроить близ него свою виллу (её руины сохранились).
Бельгийская повозка
Холмистый пейзаж не соответствует прибрежному ландшафту Фландрии. Мир предстает вполне близким и обжитым, и хотя широта охвата пространства не уступает здесь «мировому пейзажу» Патинира, статики уже нет — кажется, что в этом фрагменте зеленого цвета таится динамика вертящегося глобуса.