Снятие с креста. Фрагмент.

Искусство позднего итальянского Возрождения

30.08.2016


Маньеризм и итальянский ренессанс.

Битва архангела Михаила с Сатаной. Тинторетто.

Битва архангела Михаила с Сатаной

Позднее итальянское Возрождение

Конец шестнадцатого столетия отразился на Италии тем, что экономика и торговля начали терять свои позиции, а в искусстве правил кризис. В нём господствовали тенденции, противоречившие классическому Возрождению. Активнее всего они проявлялись в маньеризме.

Венеция практически не пустила маньеризм в свои врата, однако в этом периоде времени она стала центром искусства позднего итальянского Возрождения. Роскошь и величие её культуры прикрывали собой упадок самого государства.

Тинторетто

Одним из гениальных мастеров позднего Ренессанса являлся Тинторетто. Его идеи были сугубо индивидуальными и просто шедевральными, по величию он по пятам следовал за Микеланджело и Тицианом. Современники видели в нём неиссякаемое трудолюбие, умение больше всех прочувствовать трагизм эпохи, внедрение в искусство собственных идей и замыслов. Вместо ранее принятых в живописи строгости и симметрии, на его произведениях господствует динамичность, драматичность, размах эмоций.

Тинторетто. Рай.Тинторетто. Рай.

Венецианская погода не позволяла украшать стены зданий с помощью фресковой живописи. Вместо неё использовались большого размера картины, созданные с применением техники масляной живописи, творцом которых и был Тинторетто. На его счету довольно большое количество произведений такого плана. Они украшают залы школы Святого Роха. Именно произведения Тинторетто становятся заключительными в итальянской живописи Ренессанса.

Тинторетто. Распятие.Тинторетто. Распятие.

Маньеризм

Маньеризм господствовал в искусстве практически всех европейских стран в шестнадцатом веке. Само слово идет от итальянского «манера», «приём». Временем его зарождения можно назвать 20-е года шестнадцатого века, а развитие длилось около семидесяти лет. Маньеризм отличается от классических представлений мира и показывает его с негативной стороны — напряжённым, тревожным и беспокойным. Всё это подчёркивается с помощью холодных и броских красок, сюрреалистичных изображений и игры света, вытянутости предметов.

Само течение маньеризм делится на два этапа: первый из них длится около двадцати лет и охватывает период с 20-х по 40-е года шестнадцатого века. Проявляется он, в частности, в изобразительном искусстве. Одним из его весьма интересных представителей является Якопо Понтормо. Его великолепное полотно «Снятие с креста» выделяется среди других шаткостью композиции, броскостью ярких цветов и невероятной изломанностью фигур. Как представитель эпохи маньеризма известен и Франческо Мацуола. Его знаменитые произведения — это «Мадонна с длинной шеей» и собственный портрет в выпуклом зеркале.

Снятие с креста. Якопо Понтормо.

Снятие с креста

Следующий этап этого течения длится уже около половины столетия, примерно 1540–1590 годы. В это время он распространяется и на другие области культуры, его перенимают архитекторы и скульпторы. Он даже проникает в аристократические круги общества и постепенно распространяется по всей стране. Очень известным считается мастер второго этапа позднего итальянского Ренессанса Медичи Аньоло Бронзино. Его произведения — это, в основном, портреты. За лицами и манерами изображённых на них людей, порою, скрываются проблемы, скудность и мелочность их жизни. Искусство портретов итальянского маньеризма частично было перенято и другими государствами.

Культура маньеризма осуществила переход от оставшегося позади Ренессанса к последующему искусству барокко.

Искусство позднего итальянского Возрождения обновлено: Сентябрь 16, 2017 автором: Глеб

Похожие записи..

Добавить комментарий