Положение во гроб. Фра Анджелико.

Произведения Фра Анджелико

14.01.2018


Фра Анджелико (около 1395, Викочоди Муджелло под Флоренцией — 1455, Рим), настоящее имя Гвидо ди Пьеро, называемый также Беато Анджелико, — крупный мастер этапа перехода от поздней готики к раннему Возрождению. Уже будучи художником, в двадцатилетием возрасте стал монахом доминиканского монастыря во Фьезоле. В 1436 вместе с братством переехал в монастырь Сан Марко во Флоренции, переданный ордену Козимой Медичи (1389–1464). В 1447/48, а затем с 1452 выполнял заказы Ватикана. Наряду с этим работал в Орвьето. В своих фресках и иконах художник разрабатывал новые приемы, свойственные эпохе Возрождения. Его стиль интересен ритмическим единством форм, выразительной пластикой фигур.

Известные работы

Благовещение. Фра Беато Анджелико.

Благовещение, около 1450. Фреска, 230*297 см. Музей монастыря Сан Марко, Флоренция.
Простота композиции фрески символизирует целомудренную жизнь Христа. Сидящая на табурете Дева Мария смиренно внимает благой вести, принесенной ангелом. Сад, окруженный забором, говорит о чистоте и непорочности Девы, которой суждено стать матерью Иисуса. Грациозные фигуры, отсутствие световых контрастов и скромность убранства помещения создают поэтическое и возвышенное настроение.

Мадонна с младенцем и святыми. Фра Анджелико.Мадонна с младенцем и святыми, 1424–1430. Дерево, темпера, 212*237 см. Сан Доменико, Фьезоле.
Это произведение знаменует переход от полиптиха к новому типу композиции в теме Мадонны со святыми — Святому собеседованию. На смену полиптихам, разделенным тяжелыми резными рамами, пришла алтарная картина, композиция которой подчинена единому внутреннему ритму. В центре мы видим трон, на котором сидит Мадонна, в арках стоят святые Фома, Варнава, Доминик и Петр Мученик. Золотой фон заменен пейзажем на дальнем плане.

Страшный суд. Фра Анджелико.

Страшный суд, около 1433. Дерево, темпера, 105*210 см. Музей монастыря Сан Марко, Флоренция.
Картина предназначалась для украшения кафедры священника. В ней прослеживается влияние Мазаччо. Художник стремился к четкости композиции и передаче пространственности: уходящее вдаль кладбище делит произведение на две части. Слева изображены праведники в раю, справа — грешники, гонимые в ад, в центре — Христос в образе Судьи. Вокруг Него мы видим ангелов, Деву Марию, Иоанна Крестителя и пророков.

Положение во гроб. Фра Анджелико.Положение во гроб, около 1440. Дерево, темпера, 38*46 см. Старая пинакотека, Мюнхен.
Первоначально икона находилась в соборе Сан Марко под изображением сцены Распятия, и символизирует Евхаристию, так как ранние христиане отождествляли Гроб Господень с сосудом, в котором готовится Святое причастие. То же значение имеет тело Христа. Строгость композиции не лишает икону искреннего живого чувства, что обусловлено легкой асимметричностью и благоговейными жестами Девы Марии и апостола Иоанна.

Мадонна с младенцем, ангелами и святыми. Фра Анджелико.

Мадонна с младенцем, ангелами и святыми, около 1440. Дерево, масло, 220*227 см. Музей монастыря Сан Марко, Флоренция.
Икона написана для верхнего алтаря собора Сан Марко и посвящена как заказчику произведения — Козьмо Медичи (1389–1464), так и монахам-доминиканцам, которым принадлежал собор. На ней также изображены все небесные покровители семейства Медичи. Открытое Евангелие от Марка свидетельствует об обете бедности, приносимом членами ордена. Необычен прямоугольный формат полотна, благодаря которому стал возможен отказ от алтарной композиции, состоящей из многих частей, а также центральная перспектива.

Коронование Марии. Фра Анджелико.

Коронование Марии, около 1433. Дерево, темпера, 209*206 см Лувр, Париж.
В итальянском искусстве XIV–XVI века этот сюжет был довольно распространен и чаще всего украшал центральные иконы алтарей. Дева Мария стоит на коленях перед Христом. Помимо идеи прославления Богоматери, здесь присутствует мотив ее заступничества пред Всевышним за род человеческий. Это одно из первых произведений, в котором фигуры на переднем плане обращены к зрителю спиной, словно вовлекая его в происходящее.

Преображение. Фра Анджелико.

Преображение, около 1441. Фреска, 181*152 см. Музей монастыря Сан Марко, Флоренция.
В наше время фреска находится в одной из келий монастыря и свидетельствует как о высокой духовности Фра Анджелико, так и о самобытности его стиля. Глазам пораженных апостолов в сияющем ореоле предстает Спаситель с пророками Моисеем и Илией. На фреске изображены только их лица. Выразительные жесты апостолов оживляют строгую композицию. Библейская тема расширена присутствием двух святых.

Снятие с креста. Фра Анджелико.

Снятие с креста, около 1430–1440. Дерево, темпера, 185*176 см. Музей монастыря Сан Марко, Флоренция.
Работа над иконой, заказанной семейством Строцци для церкви Санта Тринита во Флоренции, была начата Лоренцо Монако, который успел расписать поля фронтонов, и завершена Фра Анджелико. Оформление дальнего плана свидетельствует о том, что он был одним из выдающихся пейзажистов XV века. Благодаря реалистичному изображению пространства и упрощенным архитектурным формам, икона может по праву считаться одним из ключевых произведений раннего Возрождения.

Табернакль. Фра Анджелико.

Табернакль, 1433. Дерево, темпера, 233*133 см. Музей монастыря Сан Марко, Флоренция.
Живописная часть табернакля (дароносицы) была выполнена Фра Анджелико для гильдии торговцев льном, мраморный корпус был сделан Лоренцо Гиберти (около 1380–1433). Золотой фон позади Девы Марии и младенца Христа олицетворяет свет истины, идущий от Бога. Ниспадающий занавес является новаторским элементом и, по-видимому, символизирует Святое Писание — самое сокровенное в христианстве. На боковых иконах изображены святые Марк и Иоанн Креститель.

Произведения Фра Анджелико обновлено: 14 января, 2018 автором: Egor Zeganov

Похожие записи..

Добавить комментарий

Adblock
detector