Пьеро ди Козимо. Персей и Андромеда.

Конец кватроченто

15.06.2016


От эстетизма к аскетизму.

Кватроченто — Раннее и Высокое Возрождение. 1400-е годы.

В первой половине XV века господствовала эпоха силы. Доминирующим типом был закованный в броню кондотьер, шествующий с гигантским мечом в руке впереди наемных полчищ. Но завоевателей обычно сменяют наследники, сильных – слабые, диких – утонченные.

Конец кватроченто

Типичными фигурами новой эпохи стали Лоренцо и Джулиано Медичи: один – эстет, презирающий непросвещенную чернь, окруженный поэтами и художниками; другой – законодатель моды и обворожительный франт, которому стоит только улыбнуться – и все женские сердца летят к нему.

Одна из картин Доменико Гирландайо изображает русокудрого, изящного мальчика, рассматривающего нос своего весьма плебейски выглядящего дедушки. Эта картина словно символизирует различия между людьми обеих эпох. Раньше преобладали энергия, грубая мужественность и вызывающая сила, теперь – кокетливая лощеность, женственная нежность и грация.

Доменико Гирландайо. Старик с внуком

Старик с внуком

Искусство теперь все более приспосабливается к образам людей, которым оно должно служить. Начиная с 1470 года характерный для портретистики эстетический элемент проникает во все виды живописи. Художники первой половины кватроченто были смелыми завоевателями, серьезными исследователями, открывавшими для искусства одну область тем за другой, решавшими одну проблему за другой. Художников второй половины XV века можно назвать жеманными. Первоначально вся жизнь во всей ее широте казалась достойной воспроизведения.

Метаморфоза искусства

Теперь вкус утончился. Красивым считается редкое, своеобразное. Многие художники были по профессии ювелирами, поэтому их произведения отличаются изяществом и тонкостью ювелирных шедевров.

Рождение Венеры. Фрагмент.Рождение Венеры. Фрагмент.

Поскольку речь идет о технических проблемах, стремления художников сводятся исключительно к утончению живописной техники. Представители старшего поколения работали преимущественно в области фресковой живописи. Находясь во власти таких широких задач, они мало внимания уделяли собственно картинам. Теперь фреска отступает на задний план, и художники стремятся придать своим картинам как можно больше блеска. Все красочное привлекает их. Восточные ковры, разноцветный мрамор, чаши с цветами и плодами призваны усилить очарование красок.

Пьеро ди Козимо. Персей и Андромеда.Персей и Андромеда.

Изображение Мадонны приобретает салонный оттенок. Кудрявые волосы ангелов сильно завиты; с пробором посередине, они спускаются изящными линиями к подбородку. Ангелы подносят Младенцу Христу цветы, зачастую – розы. Фоном, в основном, служит изгородь из роз.

Претерпевает метаморфозу и изображение природы. Ко второй половине XV века относится начало дачной жизни. Наступило время, когда состоятельные граждане стали селиться в деревне. Художники начинают теперь подмечать в природе прелесть, которую способен уловить только горожанин с его утонченным восприятием. Природа для них уже не только наслаждение для глаз, а прежде всего – эхо известных чувств. Художники предпочитают теперь все меланхоличное, все интимное.

 

Конец кватроченто обновлено: Март 9, 2017 автором: Глеб

Похожие записи..

Добавить комментарий