Благовещение Леонардо. Фрагмент.

«Благовещение» Леонардо

16.03.2017


Справочная информация и описание сюжета картины Леонардо.

Во Флоренции дружелюбная натура да Винчи в сочетании с его совершенными профессиональными навыками позволила ему быстро обзавестись друзьями, покровителями и заказами.

Одно из первых полотен на религиозную тему, продуманное и написанное самим Леонардо, — «Благовещение» (около 1472–1475). Историки искусства пришли к выводу, что эта работа, которую приписывали кисти выдающегося флорентийского художника Доменико Гирландайо, на самом деле принадлежит кисти Леонардо.

"Благовещение" Леонардо.

Благовещение

Предыстория

К сожалению, не известно, кто мог сделать заказ на «Благовещение», созданное Леонардо около 1472–1475 годов. Леонардо не упоминает эту картину ни в одной из своих записей или писем, дошедших до нас, но мы помним, что многие его записи были утеряны. В письменном договоре стоит дата заключения сделки и дата предполагаемого завершения работы. В нем есть и описание изображения, обозначено количество фигур, которые должны быть изображены на картине, упоминание необходимых красок. Возможно, что «Благовещение» было написано Леонардо в мастерской Верроккьо, когда он окончил свое ученичество и стал профессиональным художником. Исследователи полагают, что эта картина могла быть написана как запрестольный образ для церкви, которая перестраивалась или обновлялась около 1472–1473 годов в женском монастыре Святого Бартоломео в Монте-Оливето, недалеко от Флоренции. Картина оставалась там до 1867 года, после чего была передана в Галерею Уффици во Флоренции. Надпись на обороте подтверждает, что картина висела в ризнице, судя по другим свидетельствам, некоторое время она украшала стену монастырской трапезной. Прямоугольная форма полотна (78*219 см) указывает на то, что она могла висеть непосредственно над алтарем.

Геометрическая точность и оптический обман

В этой картине Леонардо использует геометрическую перспективу. Диагональная сетка плиток пола справа от фигуры Девы Марии направляет взгляд зрителя к пейзажу в центре картины и позади здания. Леонардо не придавал особого значения своему владению линейной перспективой: «Перспектива — это показательное рассуждение, при помощи которого опыт подтверждает, что все объекты посылают глазу свои подобия по линиям пирамид». Во время работы над картиной Леонардо продолжал совершенствовать свои навыки живописца.

Благовещение Леонардо. Фрагмент.

Схожесть со стилем Верроккью

В картине обнаруживаются несколько характерных для Верроккьо способов построения изображения. Вероятно, это произведение могло быть написано Леонардо в мастерской учителя. Например, движение руки Девы Марии и скульптурность ее одежд могут свидетельствовать о влиянии Верроккьо на творчество своего ученика. Основание аналоя напоминает скульптуру Верроккьо на могиле Пьеро де Медичи в церкви Сан-Лоренцо во Флоренции, которую мастер завершал именно в это время.

Благовещение Леонардо. Фрагмент.

Некоторые особенности позволяют судить о том, что работа эта была своего рода практическим заданием — зачетом по окончании учебы. Сюда же можно отнести и богато украшенное основание аналоя, доминирующего в центре картины. Все это наводит на мысль о том, что картина была попыткой ученика создать самостоятельное произведение, с неточностями и огрехами в изображении, свойственными неопытной руке молодого художника. Это объяснило бы отсутствие письменных свидетельств о ней, так как картина никем не была заказана, и объяснило бы ее пребывание в монастыре, которому она, скорее всего, была передана в дар.

"Благовещение" фра Филиппо Липпи.Благовещение фра Филиппо Липпи (около 1450–1453)

Сюжет

Описание истории, отраженной в композиции, находится в Евангелии от Луки. Там архангел Гавриил, посланный богом, провозгласил«Радуйся, Благодатная! Господь с Тобою» и сообщил беременной Деве Марии о ее беременности. Также архангел нарек назвать родившегося сына «Иисусом».

«Благовещение» Леонардо обновлено: Сентябрь 16, 2017 автором: Глеб

Похожие записи..

Добавить комментарий