Рисунки и эскизы Леонардо

06.06.2016


Эскизы сюжетов из жизни великого да Винчи.

Воин в шлеме и доспехах. Фрагмент.Воин в шлеме и доспехах. Фрагмент.

Эскизы Леонардо да Винчи поражают своей многочисленностью и разнообразием тем. Несомненно, в статье представлены не все из этих набросков. Больше можно увидеть в статьях посвященных анатомическим рисункам, картам и схемам, а так же трудам на военную и воздушную тему.

Эскизы Леонардо

Пейзаж долины реки Арно (5 августа 1473)Пейзаж долины реки Арно

Этот рисунок, выполненный пером и чернилами, является самой ранней сохранившейся работой Леонардо. За время своего детства и ученичества в мастерской Верроккьо Леонардо сделал множество рисунков, но все они утеряны. На этом рисунке холмы и долина напоминают пейзажи окрестностей деревни Винчи. Дата создания рисунка совпадает с датой приезда художника в дом дедушки в 1473 году.

Воин в шлеме и доспехах, изображенный в профиль (около 1475).

Воин в шлеме и доспехах, изображенный в профиль

Бюст воина в сказочных доспехах: шлем с крыльями и голова льва на нагруднике. Воин на этом рисунке лицом похож на венецианского кондотьера Бартоломео Коллеоне в скульптурном изображении Андреа сель Верроккьо. Леонардо очень внимательно изучал стиль эскизов своего учителя.

Эскиз драпировки для стоящей на коленях фигуры.

Эскиз драпировки для стоящей на коленях фигуры

Это один из нескольких ранних эскизов драпировки, созданных Леонардо да Винчи. Джорджо Вазари в «Жизнеописаниях замечательных художников» рассказывает, как Леонардо изготавливал модели из глины, а затем, обмакнув кусок ткани в жидкий гипс, драпировал модель так, чтобы складки выглядели как можно естественнее, и только потом срисовывал их на холст.

Эскиз драпировки для сидящей фигуры (около 1475-1476).

Эскиз драпировки для сидящей фигуры

Сложный и тщательно выполненный эскиз драпировки для сидящей фигуры, видной в три четверти и повернутой влево.

Наброски кота и собаки (около 1480-1485).

Наброски кота и собаки

Известно, что Леонардо любил животных и в детстве много времени проводил за наблюдением и зарисовками ящериц, насекомых и птиц, а также домашних животных. Наброски кота и собаки подчеркивают характерные особенности этих животных. Работа была сделана, скорее всего, во время раннего флорентийского периода или первого миланского.

Аристотель и Кампаспа (около 1480).

Аристотель и Кампаспа

На рисунке изображена сцена из легенды об Аристотеле, учителе Александра Македонского, и Кампаспе, любовнице Александра. Александр только что застал учителя с Кампаспой при весьма пикантных обстоятельствах.

По легенде, красавица Кампаспа была раздражена тем, что Александр больше внимания уделял своим занятиям с Аристотелем, чем ей, и решила соблазнить философа обещаниями любви, если он позволит ей покататься на его спине. Кампаспа устроила так, что Александр стал свидетелем этой сцены. Аристотель, захваченный врасплох, объяснил своему ученику, что если женщина смогла соблазнить такого мудреца, как он, то Александру нужно держаться от неё подальше.

Набросок ревущего льва (около 1515-1517).Набросок ревущего льва

1 октября 1517 года посол Мантуи во Франции описал в своем дневнике празднество в Аргентане, расположенном в 193 км к западу от Парижа, во время которого на сцену вышел механический лев — изобретение Леонардо. Лев прошел несколько шагов, затем дверца на его груд распахнулась, и взору зрителей предстали лилии, символ королевской власти во Франции. Набросок может относиться к этому периоду.

Набросок единорога, опустившего рог в воду (около 1481).

Набросок единорога, опустившего рог в воду

Здесь Леонардо изображает мифического единорога, склонившего шею, чтобы опустить рог в воду. Художник часто рисовал фантастические образы, в том числе единорогов и драконов, сражающихся с другими животными или всадниками.

Два всадника, сражающиеся с драконом, и наброски лошадей (около 1480).

Два всадника, сражающиеся с драконом, и наброски лошадей

В верхней половине листа Леонардо изобразил двух всадников в свирепой схватке с драконом. В центре листа — изображение всадника с поднятым мечом, восседающего на вставшем на дыбы коне. Слева — детальные зарисовки двух лошадей (вид спереди и сзади). Внизу — собака, набрасывающаяся на коня. Эскиз приписывается Леонардо.

Всадник, сражающийся с грифоном (около 1482-1483).

Всадник, сражающийся с грифоном

Слева изображен всадник, конь под ним встал на дыбы. Всадник готовится сразиться с грифоном. Грифон объединял в себе силу льва и зоркость орла. Леонардо неоднократно изображал сцены битвы всадников с дикими или мифическими животными. Художник изучал средневековые бестиарии и символизм животного мира по древнегреческому трактату неизвестного автора под названием «Физиолог», в котором рассматривается физиология и мифология животных и птиц, включая и фантастические существа.

Эскизы для «Рождества» или «Поклонения младенцу Христу»(около 1480-1485).

Эскизы для «Рождества» или «Поклонения младенцу Христу»

Эти три маленьких эскиза относятся к работе над «Рождеством». Многочисленность разнообразных поз Девы Марии показывает способность Леонардо создавать различные вариации сцены матери с младенцем. На центральном наброске Мадонна простирает руки, словно защищая младенца Христа и святого Иоанна, в традиционной позе, свойственной «Мадонне Милосердия». Эти эскизы Леонардо, возможно являются подготовительной работой к картине «Мадонна в гроте».

Эскизы Мадонны с младенцем и котом (около 1478-1480).

Эскизы Мадонны с младенцем и котом

Этот рисунок из серии эскизов Леонардо о Мадонне с младенцем и котом. На других эскизах вместо кота художник изобразил ягненка. Мастеру удалось передать намерение ребенка удержать кота и любопытство животного, взгляд которого направлен в сторону, словно он увидел что-то интересное.

Лист с пиктограммами (около 1487-1490). Леонардо.

Лист с пиктограммами

На этом листе среди рисунков можно различить кувшины, головки цветов, струю воды и крыло птицы.

Эскизы Леонардо. Уродливые лица (около 1485-1490).

Эскизы Леонардо. Уродливые лица.

Леонардо проводил много времени на улицах Милана в поисках интересных лиц. Для написания 13 фигур фрески «Тайная вечеря» ему было необходимо найти разные лица с различными выражениями. Возможно, это карикатуры или шаржи, так как характерные детали лиц изображены гротескно.

Эскиз гротескного портрета (около 1500-1505).

Эскиз гротескного портрета

В своих трактатах Леонардо обсуждает внешний вид деталей лица с точки зрения их экспрессивной выразительности. Позднее исследователи творчества Леонардо связывали гротескные черты его
изображений с душевным состоянием персонажа. Этот набросок, согласно Джорджо Вазари, у которого хранился рисунок, изображает «Скарамучча, короля цыган» — одного из персонажей комедии dell’Arte. Другие исследователи полагают, что это подготовительная работа к ныне утерянному полотну «Осмеяние Христа». Это одна из самых крупных «гротескных» голов Леонардо.

Эскиз гротескных портретов в профиль (около 1487-1490).

Эскиз гротескных портретов в профиль

Лицо мужчины, изображенного слева, похоже на лицо старика из другого наброска — «Головы старика и юноши в профиль» (около 1495-1499), который хранится в Галерее Уффици во Флоренции. Однако в этом портрете лицо покрыто фурункулами и сильно деформировано. Подбородок выдвинут вперед, открытый рот обнажает остатки зубов. Фигура справа может быть изображением и мужчины, и женщины. Леонардо показал характерные черты лица, изборожденного морщинами, нос крючком и впавший рот, изобличающий отсутствие зубов.

Голова бородатого мужчины, возможно, это автопортрет художника (около 1510-1515).

Голова бородатого мужчины, возможно, это автопортрет художника

Этот детальный набросок, на котором мы видим пожилого мужчину с длинными волосами и бородой, многие историки искусства считают автопортретом Леонардо да Винчи. На рисунке художнику должно быть около 60 лет, задумчивое лицо его покрыто морщинами, густые брови нависают над глазами.

Рисунки и эскизы Леонардо обновлено: 11 сентября, 2017 автором: Egor Zeganov

Похожие записи..

Добавить комментарий

Adblock
detector