Рисунок скелета. Леонардо.

Леонардо сегодня

14.03.2017


Наследие великого мастера и современные теории о его жизни.

Автопортрет Леонардо

Автопортрет Леонардо

Гений Леонардо

Леонардо да Винчи — великий художник и мыслитель эпохи Возрождения. Он известен широкой публике своими картинами, а специалистам — еще и своими «Дневниками». Сегодня исследователи используют современные технологии, в том числе и рентгеновское излучение и нейтронный анализ, чтобы получить более полное представление о его рисунках и, возможно, о скрытых картинах.

Одна фраза часто повторяется в записях Леонардо на протяжении всей его жизни: «Дай мне знать, как только что-либо будет сделано». Эта фраза отражает заботу Леонардо о наследии, которое он хотел оставить потомкам, — о публикации многочисленных «Дневников», где он накапливал записи о своих исследованиях, анатомических наблюдениях, размышления о науке и искусстве, эскизы и наброски. Трудоемкая работа по упорядочиванию тысяч разрозненных листов была оставлена другим, последователям и единомышленникам. Мельци сделал все, что было в его силах, чтобы скомпоновать «Трактат о живописи», впоследствии изданный под именем Леонардо. После смерти Мельци около 1570 года его сын Орацио, не интересовавшийся ни Леонардо, ни его бумагами, раздавал или продавал части книг и отдельные страницы «поклонникам Леонардо», которые находили дорогу к его дому в Ваприо. Эти сокровища еще появятся из частных коллекций когда-нибудь в будущем. 22 рукописных сборника записей Леонардо, известных на сегодняшний день, включают только самый ранний «Кодекс Тривульцио» (около 1487-1490), содержащий тексты на итальянском и латыни, которую Леонардо выучил самостоятельно, а также «Мадридский кодекс» (1503-1504) с раскрашеными картами и подробными описаниями коня статуи Сфорца.

Мадонна с младенцем. Больтраффио.

Мадонна с младенцем, святым Иоанном Крестителем и святым Себастьяном между двумя жертвователями, стоящими на коленях. Джованни Антонио Больтраффио (1500). Больтраффио был одним из помощников Леонардо, его работы напоминают о стиле учителя.

Сразу после смерти Леонардо некоторые художники принялись имитировать его творения. Талантливый Рафаэль к тому времени уже скопировал или «перефразировал» несколько известных работ Леонардо, а у Микеланджело мы, напротив, не находим таких копий. Их соперничество в искусстве переросло в личную неприязнь, которую им так и не удалось преодолеть.

Новые открытия

Битва при Марчиано. Вазари.Битва при Марчиано. Вазари.

Cerca trova. Вазари.В январе 2005 года исследователи обнаружили запечатанное помещение в базилике Святейшего Благовещения, где были найдены работы Леонардо по изучению возможностей осуществления полета. Длительная подготовительная работа Леонардо в Папском зале во Флоренции в 1503-1506 годах продолжает занимать историков, ищущих утраченную «Битву при Ангьяри». Тайна фрески-оригинала, возможно, спрятанной за фреской Вазари в Зале пятисот в Палаццо Веккьо во Флоренции, могла бы быть раскрыта, если бы городские власти разрешили исследовать полость между фреской Вазари и стеной зала. В доказательство М. Серачини указывает на фразу, написанную на маленьком флаге в правом верхнем углу фрески Вазари: «Cerca Trova» — «Тот, кто ищет, найдет». В настоящее время профессор Серачини использует нейтронный анализ, чтобы получить информацию о возможном наличии краски на стене позади фрески Вазари.

Теории о семье Леонардо

Особый интерес вызывает мать художника, Катерина, о которой известно чрезвычайно мало. В 2008 году Франческо Чианки установил, что единственная Катерина, которая могла быть знакома с Пьеро да Винчи, была девушка-служанка, проживавшая в доме банкира Ванни ди Никколо ди Сер Ванна, друга семьи. Чианки изучил все известные записи о жителях этой местности и нигде не смог обнаружить упоминания о Катерине, что противоречит общепринятой версии о том, что девушка была родом из Винчи или его окрестностей. Чианки установил, что в 1451 году в своем завещании Ванн объявил Катерину своей женой, но дом во Флоренции оставил при этом Пьеро, исполнителю его последней воли. По теории Чианки, Катерина получала свободу и, как официальная вдова Ванна, имела право проживать в его доме до конца жизни.

В 2009 году новые свидетельства помогли дополнить родословную художника. Работы «Была ли мать Леонардо рабыней?» и «Родословная Леонардо» поддерживают предположение о том, что мать Леонардо была русской «рабыней». По утверждению Веццози, во Флоренции «многие состоятельные и известные семейства покупали женщин из Восточной Европы и Ближнего Востока». Рабы-иностранцы являлись собственностью семьи, их крестили, и они получали другие имена. Женщин часто называли Катерина, Мария или Марта. Веццози предполагает, что Леонардо мог быть и арабского происхождения, якобы этот факт подтверждает анализ отпечатка пальца художника на одной из его картин. Другие исследователи выдвигают теорию о еврейских предках его матери.

В одном из новейших исследований предполагается, что Леонардо имел 21 сводного брата и сестру. В это число входят пятеро детей его матери Катерины и, возможно, еще двое незаконнорожденных детей Пьеро да Винчи. Если эти сведения получат подтверждение, то понадобится прояснение письменного свидетельства самого Леонардо о точном количестве его сводных братьев и сестер.

Мадонна с младенцем и святой Анной. Леонардо.

Мадонна с младенцем и святой Анной

Между фактом и вымыслом

В XXI веке интерес к творчеству Леонардо разгорелся с новой силой. Художественные произведения, соединяющие факты и вымысел, повышают интерес общества к гению Леонардо да Винчи, человека, который более чем кто-либо еще заслуживает звания «универсального человека» эпохи Возрождения.

Инженерные проекты Леонардо продолжают и сегодня служить людям. Необычная шлюзовая система «митровый» мост, которую современные инженеры называют «секторный шлюзовой затвор», была спроектирована Леонардо в 1497 году и используется до сих пор. В Великобритании «митровые» мосты распространялись очень быстро на протяжении всего XVIII века, когда была введена канальная система водных путей. Водное сообщение было очень удобным вплоть до начала развития системы железных дорог (в Англии — с 1834 года). Большинство шлюзовых затворов по всему миру основаны на принципах проекта Леонардо, в том числе и гигантские затворы Панамского канала, открытого в 1914 году.

Афтограф Леонардо

Афтограф Леонардо

Леонардо сегодня обновлено: 14 марта, 2017 автором: Egor Zeganov

Похожие записи..

Добавить комментарий

Adblock
detector