Запрестольная живопись Леонардо

14.10.2016


О портретах и религиозных образах Винчи.

Портретная и запрестольная живопись Леонардо

Жизнь в монастыре Святейшего Благовещения вполне устраивала Леонардо. Вместе со своими помощниками он мог жить непосредственно на месте работы, создавая новый запрестольный образ по заказу монахов. Эта работа удерживала Леонардо в городе.

Вазари рассказывает, что монахи-сервиты из базилики Святейшего Благовещения «приняли Леонардо в своем доме, взяв на себя расходы на содержание как самого художника, так и его помощников».

Тема святой Анны

Вазари пишет, что монахи церкви Святейшего Благовещения доверили написание панно для алтаря Филиппино Липпи, но, как только Леонардо захотел получить этот заказ, Филиппино любезно уступил ему. Так флорентийцы с помощью заказов удерживали известных художников, вернувшихся в город.

Мадонна с младенцем и святой Анной. Леонардо.

«Мадонна с младенцем и Анной». Лицо Девы Марии — один из лучших образцов портретной живописи Леонардо да Винчи.

Леонардо сделал несколько эскизов центральных фигур Мадонны и святой Анны, постоянно меняя формат, пытаясь создать правильный баланс между персонажами. Включение в полотно святой Анны было для Леонардо важнейшим мотивом при изображении Мадонны с младенцем. Он много лет разрабатывал эту тему.

Подражание античности

Для запрестольного образа церкви Святейшего Благовещения Леонардо выбрал Мадонну с младенцем, святой Анной и младенцем Иоанном. Формы и позы фигур, изображенных на рисунке, можно сравнить с античными скульптурами. Предположительно Леонардо посетил Рим в 1501 году, и там он мог стать свидетелем начала раскопок в Тиволи на вилле императора Адриана, построенной около 118 года н.э., и увидеть статуи муз, найденных в античных садах. Об этом пишет Марани в своей книге, вышедшей в 2003 году. При раскопках в Риме были обнаружены античные скульптуры Аполлона Бельведерского и римская мраморная копия статуи Давида, сделанная с древнегреческого бронзового оригинала (320 год до н.э.). Ее нашли около 1499-1500 годов. Фигуры, изображенные Леонардо, похожи на античные статуи.

Мадонна с младенцем, Анной и Иоанном. Леонардо.

Мадонна с младенцем, Анной и Иоанном (около 1500).

Письма Изабеллы Д’Эсте

Пока Леонардо работал над эскизом, Изабелла д’Эсте вновь написала фра Пьетро да Новеллара, интересуясь загруженностью Леонардо. Изабелла все еще ждала, что Леонардо напишет ее портрет по своему наброску. Монах ответил ей в письме от 3 апреля 1501 года, что Леонардо по-прежнему работает над «маленьким эскизом, который еще не завершен».

Это могло относиться либо к картине «Мадонна с младенцем, Анной и Иоанном», либо к заказу церкви Святейшего Благовещения. В оживленной переписке Изабеллы и фра Пьетро он пишет об одном наброске, где «Мать — Мадонна, — приподнимаясь с колен святой Анны, пытается удержать младенца на расстоянии от ягненка…». Настойчивость Изабеллы заставила Леонардо известить ее о том, что он был бы рад написать ее портрет, но связан договором с королем Франции, а потому просит ее освободить его от данного ей обещания. Возможно, речь идет об эскизе полотна для Шарля д’Амбуаза, французского губернатора Милана. Считал ли Леонардо, что городской совет Флоренции и король Франции Людовик XII будут недовольны тем, что он поддерживает отношения с семейством Сфорца, своими бывшими покровителями? А может быть, у него действительно не было времени на работу над этим портретом. Уже вступили в силу договорные обязательства на создание второй «Мадонны в гроте».

Женская голова. Леонардо.

Возможно, что это эскиз к полотну «Мадонна с младенцем» (около 1500).

В мае 1502 года Леонардо уже работал для Чезаре Борджиа. Когда он погружался в обдумывание новой работы, все другие планы и идеи переставали для него существовать. Портрет Изабеллы давно уже не интересовал его как творческая задача, которую ему было бы трудно и увлекательно решать. Возможно, что именно в этом таится причина того, что многие проекты Леонардо остались незавершенными. Вероятно, ему больше нравился сам процесс исследования предмета изображения и способов, при помощи которых он мог бы это сделать. А потом возникали новые задачи, требующие своего решения, и художник охладевал к той работе, в которой для него уже не было ничего таинственного.

Запрестольная живопись Леонардо обновлено: Апрель 1, 2017 автором: Глеб

Похожие записи..

Добавить комментарий