Краткая биография
Мазаччо (1401, Сан Джованни Вальдарно, Ареццо – 1428, Рим), собственно Томмазо ди Джованни ди Кастелло Сан Джованни, один из самых революционных художников своей эпохи, основатель живописи Возрождения. В 1422 вступает во флорентийский цех врачей и аптекарей, а в 1424 — в гильдию святого Лужи. В это время он много работает с Мазолино. В конце 1427 отправляется в Рим, где вскоре умирает. Большое вдохновение Мазаччо приносят работы скульптора Донателло (1386–1466) и его друга, архитектора Филиппо Брунеллески (1376–1466). Мазаччо первому удается связать пластичность фигуры с построением пространственной перспективы. К тому же он очень точно передает архитектуру и пейзажи, которые подчеркивают выразительность изображаемой сцены. Картины художника отличают простые цветовые решения и точно выдержанная центральная перспектива. После смерти художника некоторые его произведения остались незавершенными.
Основные произведения
Воскрешение сына Теофила и Проповедь святого Петра, около 1425. Фреска, 230*598 см. Капелла Бранкаччи, Санта Мария дель Кармине, Флоренция.
Фрески с изображением жизни святого Петра в капелле Бранкаччи считаются колыбелью живописи итальянского Возрождения. Начало нового понимания искусства отражает прежде всего перспективное построение в композициях художника. В 1425 Мазаччо некоторое время работает над росписью вместе с Мазолино. Когда он через три года покидает город, произведение остается незавершенным. Его заканчивает Филиппо Липпи спустя почти 60 лет. Фрагмент справа отчетливо показывает изменения в построении фигур у Мазаччо. Реалистическое изображение персонажей, их одежд, ясное пространственное членение композиции присущи произведению.
Чудо со статиром, около 1427–1428. Фреска, 255*598 см Капелла Бранкаччи, Санта Мария дель Кармине, Флоренция.
В этой фреске объединены три эпизода. Вокруг Христа ученики и мытарь. Христос велит Петру поймать рыбу, во рту которой зажата монета — статир. Справа можно увидеть, как Петр передает ее Иисусу. От искусно соединенных в сюжете монументальных фигур исходит живое тепло. Пейзаж и архитектура удачно вписываются в общую композицию.