Творчество Мазаччо

25.02.2018


Краткая биография

Мазаччо (1401, Сан Джованни Вальдарно, Ареццо – 1428, Рим), собственно Томмазо ди Джованни ди Кастелло Сан Джованни, один из самых революционных художников своей эпохи, основатель живописи Возрождения. В 1422 вступает во флорентийский цех врачей и аптекарей, а в 1424 — в гильдию святого Лужи. В это время он много работает с Мазолино. В конце 1427 отправляется в Рим, где вскоре умирает. Большое вдохновение Мазаччо приносят работы скульптора Донателло (1386–1466) и его друга, архитектора Филиппо Брунеллески (1376–1466). Мазаччо первому удается связать пластичность фигуры с построением пространственной перспективы. К тому же он очень точно передает архитектуру и пейзажи, которые подчеркивают выразительность изображаемой сцены. Картины художника отличают простые цветовые решения и точно выдержанная центральная перспектива. После смерти художника некоторые его произведения остались незавершенными.

Основные произведения

Изгнание из рая. Мазаччо.

Изгнание из рая, около 1425. Фреска, 208*88 см. Капелла Бранкаччи, Санта Мария дель Кармине, Флоренция.
Эта фреска в капелле Бранкаччи — характерный пример творчества Мазаччо. Причина воздействия, которое оказывает произведение, — в точном анатомическом изображении фигур, удачно подобранном колорите, в игре света и тени. В живописи эпохи Возрождения очень редко встречается при столь простом изображении темы воспроизведение повышенного эмоционального настроя героев и в целом происходящего.

Святая Троица. Мазаччо.

Святая Троица, около 1426. Фреска, 667*317 см. Санта Мария Новелла, Флоренция.
Центральным сюжетом фрески является изображение Святой Троицы. Слева и справа от Бога-Отца, Бога-Сына и Святого Духа расположены фигуры Марии с Иоанном, а также стоящие на коленях даритель, Гонфалоньер Ленци и его жена. Смысл произведения раскрывает надпись на цоколе над саркофагом со скелетом: «Я был, как вы, вы будете, как я». Впервые пространство построено здесь с помощью центрической перспективы, создающей впечатление глубокой ниши с кессонированным сводом.

Распятие. Мазаччо.

Распятие, 1426. Дерево, темпера, 83*63 см. Национальный музей Каподимонте, Неаполь.
Эта алтарная картина — доска, венчающая полиптих церкви Санта Мария дель Кармине, части которого находятся сегодня во многих музеях. Фигуры изображены необычайно экспрессивно. Голова Христа безжизненно упала на грудь, распятое тело несет следы принятых страданий. Очень выразительно передано на картине и страдание безутешной Марии Магдалины. Художник изобразил ее коленопреклоненной перед крестом.

Воскрешение сына Теофила. Мазаччо.Воскрешение сына Теофила и Проповедь святого Петра, около 1425. Фреска, 230*598 см. Капелла Бранкаччи, Санта Мария дель Кармине, Флоренция.

Фрески с изображением жизни святого Петра в капелле Бранкаччи считаются колыбелью живописи итальянского Возрождения. Начало нового понимания искусства отражает прежде всего перспективное построение в композициях художника. В 1425 Мазаччо некоторое время работает над росписью вместе с Мазолино. Когда он через три года покидает город, произведение остается незавершенным. Его заканчивает Филиппо Липпи спустя почти 60 лет. Фрагмент справа отчетливо показывает изменения в построении фигур у Мазаччо. Реалистическое изображение персонажей, их одежд, ясное пространственное членение композиции присущи произведению.

Чудо со статиром. Мазаччо.

Чудо со статиром, около 1427–1428. Фреска, 255*598 см Капелла Бранкаччи, Санта Мария дель Кармине, Флоренция.

В этой фреске объединены три эпизода. Вокруг Христа ученики и мытарь. Христос велит Петру поймать рыбу, во рту которой зажата монета — статир. Справа можно увидеть, как Петр передает ее Иисусу. От искусно соединенных в сюжете монументальных фигур исходит живое тепло. Пейзаж и архитектура удачно вписываются в общую композицию.

Творчество Мазаччо обновлено: 25 февраля, 2018 автором: Egor Zeganov

Похожие записи..

Добавить комментарий

Adblock
detector