Описание техники «гризайль», ее история и художники, применявшие метод.
Алтарь Портинари, внешние створки. Хуго ван дер Гус.
Гризайль
В живописи термин «гризайль», зачастую, связан к техникой монохромного искусства, при которой картина, набросок, чертеж или рисунок создаются в серых оттенках. Широкое определение термина также предполагает монохроматические картины в коричневых или зеленых тонах, тем не менее, такие произведения имеют более точное определение «brunaille» и «verdaille», соответственно. Так как полноцветная работа требует от художника большего уровня подготовки, мастерства и временных затрат, гризайль часто выбирается в качестве быстрой, простой и бюджетной альтернативы создания изображения. Данную технику также можно использовать по некоторым эстетическим соображениям, для создания специфического визуального эффекта. Стоит отметить, что во французском искусстве данный термин обозначает любую живопись, применимую к однотонным наброскам.
Хорошим примером монохромной росписи являются работы в Клуатр делло Скальцо во Флоренции (1511–1526), демонстрирующие эпизоды из жизни Иоанна Крестителя.
Типы гризайли
В основном, работа в технике гризайль представляет собой независимое и законченное произведение, однако используется и в качестве подготовительной композиции для масляных работ. Также техника применяется для набросков у граверов и при черчении.
Фрагмент росписи в Клуатр делло Скальцо
На керамические формы и металлические конструкции иногда также наносят изображение с помощью стекловидной эмали, смешанной с водой, маслами и другими ингредиентами. Толстый слой такой краски позволяет достичь более светлого тона, в то время как более тонкий слой выглядит более темным и серым. Метод применения гризайльной эмали был разработан во Франции в 16-ом веке и позволял произвести драматический световой эффект, усилить объемность изделия и подчеркнуть необходимые детали.
Специалисты, занимающиеся росписью и покраской стекла, используют данный термин для описания серого стекловидного цветового пигмента. Вероятно, первые примеры гризайльного искусства появились именно на стекле. Подтверждением тому служит английский витраж в соборе Святого Петра в Йорке (13-й век).
История
Техника начинает применяться еще в античные времена и занимает видное место в западной живописи. Метод широко применялся в создании иллюстраций к рукописям и книгам, а также был распространен среди скрипториев, в Ирландии и Северной Англии. В эпоху Прото-ренессанса гризайль использовалась в подготовительных работах фресок капеллы Скровеньи, в Падуе. Техника также использовалась мастерами раннего нидерландского Возрождения, такими как Ян ван Эйк, Хуго ван дер Гус, Ганс Мемлинг, Иероним Босх и другими. Во времена Высокого Возрождения к работе с гризайлью прибегали Андреа Мантенья, Андреа дель Сарто, Микеланджело (при работе над потолком Сикстинской капеллы). В течение 16-го века техника продолжает использоваться Хемскерком, Рембрандтом, Хендриком Голциусом и Питером Брейгелем-Старшим. В конце 17-го века монохромная живопись теряет популярность среди художников и коллекционеров, однако все еще используется в некоторых декоративных работах.